Козаков Михаил Эммануилович
|
Другие персоны с фамилией Козаков
Другие персоны с именем Михаил Кто родился в этот день 23.08 Кто родился в этот год 1897 |
[11(23).8.1897, ст. Ромодан Полтавской губ.— 16.12.1954, Москва]
— прозаик, драматург.
Козаков родился недалеко от Полтавы, раннее детство провел в Крыму, где его
отец работал весовщиком в порту; учился в Лубянской гимназии Полтавской губ.,
окончил гимназию в 1916 и поступил в Киевский университет сначала на
медицинский, а затем на юридический факультет. Козаков участвовал в
студенческом движении в февр. 1917, за что ему в 1918 пришлось скрываться в
подполье, а когда в янв. 1919 Лубны захватили красные, Козаков оказался на явке
у большевиков, и, хотя в партии не состоял, его тут же привлекли к работе в
ревкоме, избрали в Совет. Козаков был комиссаром труда, членом редколлегии
местных «Известий» и корреспондентом телеграфного агентства РОСТА.
Когда в авг. 1919 деникинцы заняли Полтаву и угрожали Лубнам, Козаков вошел в
штаб обороны Лубен и был назначен начальником эвакуации. В качестве комиссара
эшелона с эвакуированными Козаков довез порученных ему людей до Казани и там в
1920 поступил на юридический факультет Казанского университета, но в 1921
занятия оставил и перебрался в Петроград.
В Петрограде началась литературная деятельность Козакова. Здесь в журнале «Юный
пролетарий» (1923. №8-9) был напечатан его первый рассказ «Санька», написанный
в духе рассказов Л.Сейфуллиной о беспризорниках. В том же году журнал
«Литературный еженедельник» опубликовал рассказ Козаков «Три дня».
В 1924 массовые журналы «Огонек», «Зори», «Красная панорама» поместили на своих
страницах очередные рассказы Козакова — «Хиромантка в квартире 39», «Крестный
поход штабс-капитана Жеребко», «Знобич, или Мат в 2 хода» и др. Уже по
названиям этих рассказов видно, насколько силен был у Козакова интерес к
необычным героям, к редким и оригинальным столкновениям ситуаций и характеров,
к курьезным случаям. Однако тяга к необычному не превратила Козакова только в
рассказчика анекдотов, что стало ясно уже по первому сборнику писателя
«Попугаево счастье» (1924). В тематике рассказов, составивших эту книгу,
чувствовалось влияние М.Зощенко, Н.Никитина и др. «серапионов», но вместе с тем
Козаков воспринимал жизнь более романтично и трагично, чем «серапионы». Целый
ряд произведений Козакова написан как бы об одном и том же. Герой рассказа
«Чужое лицо» («С чужим именем», 1924), представитель древнего дворянского рода,
женился на солдатке и, скрывая свое происхождение, принял ее фамилию,
превратившись в глазах окружающих в обыкновенного мужика. «Полтора хама» (1927)
— рассказ о бывшем капитане, прячущем свое прошлое и работающем военруком.
Полностью перешел из прошлого в настоящее и бывший полковник из «Попкиного
счастья» (1924). Парализованный, прикованный к креслу, он доживает свои дни на
деньги, который живущий с ним бездомный старик зарабатывает на базаре с помощью
полковничьего попугая, бывшего предметом дворянской страсти своего хозяина и
ставшего ему кормильцем.
Некоторые критики находили уже в первых рассказах Козакова переклички с
произведениями Л.Андреева и А.Ремизова, тем более что на язык рассказов
Козакова явно повлиял стиль этих писателей. «По форме Козаков — вычурен в
стиле, где построение фраз противоречит принципам обычного литературного
синтаксиса, представляя приближение то к неправильной разговорной речи, то к
стихотворению в прозе» (Горбачев Г. Очерки современной русской литературы. Л.,
1925).
Впрочем, довольно быстро Козаков избавился и от вычурного стиля, и от темы
замершего в ожидании другой жизни обывателя. Уже в рассказе «Кусок хлеба»
(1926), сб. повестей и рассказов «Человечья закутка» (1926) заметно упростился
язык Козакова, но главная его особенность осталась: подчеркнутая
исключительность ситуации, в которую попадает герой. В «Повести о карлике
Максе, балаганном артисте» (1926) несчастный лилипут убивает оскорбившего его
начальника белой контрразведки, а в повести «Абрам Нашатырь, содержатель
гостиницы» (1927) герой, стремясь разбогатеть, убивает дважды, причем во втором
случае — родного брата, близкого человека и соучастника первого убийства.
Однако занимательность и лихая интрига не являются для Козакова самоцелью. Ему
важно нечто иное, и автор специально замедляет действие в исключительно
напряженных моментах, вставляет в рассказ лирические отступления, рассуждения
от автора, чтобы не только отложить наступление всегда неожиданной развязки и
подольше держать читателя в неведении, но и показать все нутро своих героев,
поразмышлять о них.
Не обошел Козаков и тему нэпа, написав повесть «Мещанин Адамейко» (1927), и
проблемы антисемитизма, выпустив сборник повестей и рассказов «Человек,
падающий ниц» (1929), а в конце 1920-х начал писать свою основную книгу — роман
«Девять точек», над которым работал всю жизнь. Роман был первоначально задуман
как произведение преимущественно бытовое, в центре которого стояла история
большой семьи Калмыковых. Вторая линия романа — судьба депутата Государственной
думы Карабаева, по замыслу Козакова, должна была быть решена в плане
преимущественно психологическом. Действие романа, задуманного как трилогия,
предполагалось развернуть в достаточно продолжительном отрезке времени, оно
охватывало около 15 лет и доходило до 1930, момента написания книги. В
соответствии с этим и была написана 1-я часть, посвященная почти исключительно
личным судьбам главных героев, общественная история представала лишь как фон.
Но на встречах с читателями «Девяти точек» Козаков обратил внимание на то, что
события Февральской революции, отодвинутые в общественном сознании
многочисленными публикациями об Октябре, читателям известны мало. Не меняя
первоначального своего плана, Козаков постепенно сузил границы романа до
изображения периода с 1913 по 1917. Повествование обрело многоплановый характер
(последние дни царской России, Февральская революция — до приезда Ленина в
Петроград в апр. 1917).
1-я книга «Девяти точек» была опубликована в 1931. После нескольких ее
переизданий в 1934 вышло издание, содержавшее 1-ю и 2-ю части, в 1936 — 3-я
часть. Завершив повествование в 4-й книге, изданной в 1939, Козаков не перестал
работать над романом и лишь накануне смерти в 1954 посчитал свою задачу
выполненной. Роман, состоящий из 4 книг, настолько отличался от первоначального
варианта, что Козакову даже пришлось сменить заглавие. Книга стала называться
«Крушение империи».
В 1930-х Козаков много занимался литературно-организационной работой. Он был
инициатором издания, а затем и главным редактором журнала «Литературный
современник», сотрудником газеты «Литературный Ленинград», участвовал в работе
по созданию Союза советских писателей. В этом качестве он, в частности,
организовал прием приехавших из Парижа на I съезд писателей А.Мальро и
И.Эренбурга.
С конца 1930-х Козаков выступал и как драматург. Первый опыт подобного рода был
предпринят Козаков еще в 1932, когда по его сценарию был снят кинофильм
«Блестящая карьера». После того как в 1939 в московском театре Ленсовета и
ленинградском театре им. Пушкина была поставлена пьеса Козакова «Чекисты», он
написал еще около 10 драматических произведений, часть из них совместно с
А.Мариенгофом.
Творческая деятельность Козакова продолжалась до последних дней жизни писателя.
Помимо работы над «Крушением империи» Козаков написал роман о послевоенной
жизни интеллигенции «Жители этого города», опубликованный посмертно в 1955, и
повесть о лете 1917 «Петроградские дни» (1957).
Вскоре после кончины Козакова близко знавший его К.Федин написал: Михаил
Козаков «был на редкость щедро наделен общественным темпераментом, был
совершенно "своим" в делах и днях коллективной писательской работы, и слишком
многие из его литературных ровесников, дороживших этими его выдающимися
качествами общественника, забывали, что самым дорогим в нем всегда оставалось
дело его жизни — труд по призванию писателя».
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх