Кожевников Владимир Александрович
|
Другие персоны с фамилией Кожевников
Другие персоны с именем Владимир Кто родился в этот день 27.05 Кто родился в этот год 1852 |
- историк культуры, публицист.
Род. в семье купца - почетного гражданина г.Козлов Тамбовской губ.
Получил прекрасное домашнее воспитание, овладел главными европейскими и основными древними языками. Учился в Московском университете в качестве вольнослушателя, почему и не был допущен к выпускным экзаменам, не имел аттестации об окончании университета и оказался вне академических и университетских кругов. Свою исключительную жажду знания утолял каждодневным чтением по 12-14 часов на протяжении 20 лет. Был человеком энциклопедических знаний, удивлял современников своей "необъятной", по выражению Н.А.Бердяева, ученостью.
Кожевников много путешествовал, совершил паломничество в Святую землю, много лет провел в Западной Европе, занимаясь в крупнейших европейских книгохранилищах. И этот "научный багаж" стал "фундаментом для построения грандиозного здания, имеющего целью представить и освежить историю перехода обмирщения, "секуляризации" европейской культуры от Возрождения до XIX в.". Этот замысел имел этическую, нравственную основу, о которой Кожевников пишет о.П.Флоренскому: "И мне хотелось показать, что мы в нем [имеется в виду упомянутый этап истории - А.Ш.] приобрели и что и как много, потеряли" ("Вопросы философии" 1991. №6. С.95). Из этого признания Кожевникова необходимо обратить внимание на слово "показать". Данный труд, к большому сожалению, можно отнести к несостоявшемуся вкладу Кожевникова в русскую культуру, т.к. большая часть его осталась в рукописях, которые не были опубликованы и, по всей вероятности, погибли.
Научная драма Кожевникова не должна заслонить других, известных нам аспектов его деятельности. Не неся в себе привычной терминологической огранки и наукообразности, понятие "показать" у Кожевникова тем не менее имеет свою глубину и значимость, которая обращает нас к истокам христианства, к первым апологетам. Для них религиозная уверенность в истинности защищаемого, при которой самодоказывающаяся абсолютность Бога, воплощенного в Иисусе Христе, в истинной реальности, не требовала прибегать к умозрительным построениям и ухищрениям. Это четко формулирует современник Кожевникова Л.П.Карсавин в своей книге "Философия истории": "Историческое движение невозможно отвлеченно формулировать: его можно только показать".
Такой подход характерен почти для всех работ Кожевникова, являясь "его методом". Кожевников писал Розанову в 1912: "Ищу примирения, а не противоположения земного с небесным, ну, значит, оправдания raison d'etre и природы, и красоты, и любви, и чувства, и даже чувственности, когда она - не самодовлеющая похоть, а естественный порыв любви" (Письма к В.В.Розанову // Вестник Российского христианского движения 1984. №143. С.95).
Эта жизненность установок Кожевникова связывает его не только с концепцией знаменитого испанского мыслителя XX в. Ортега-и-Гассета, с его идеями равновесия культуры и жизни, но и с первыми славянофилами.
Кожевников принимал решающее и активнейшее участие в судьбе наследия и пропаганде идей основоположника рус. космизма Н.Ф.Федорова. Будучи одним из его близких друзей и почитателей, Кожевников был и редактором, и издателем (наравне с Н.П.Петерсоном) его сочинений. Это была гигантская работа, т.к. Фёдорова мало заботила необходимость быть доступным и удобопонятным. И, конечно, невозможно преувеличить влияние идей Федорова на работы К. Однако Кожевникова нельзя причислить к безоговорочным последователям Федорова. Еще при жизни Федорова Кожевников расходился с ним в кардинальных вопросах. Один из них - недооценка Федоровым благодати, т.е. помощи Божьей в воскрешении.
Кожевников держался ортодоксального подхода к вопросу о бессмертии. Книга Кожевникова о Федорове (Н.Ф.Федоров. Опыт изложения его учения по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам. 1908) является наряду с 2 томами сочинений самого Федорова почти равноправным источником для знакомства с идеями самобытного русского мыслителя.
После смерти Федорова Кожевников стал одним из активных членов "Кружка ищущих христианского просвещения"; членами и сочувствующими идеям этого кружка являлись М.А.Новоселов, Ф.Д.Самарин, ректор Московской Духовной академии епископ Феодор (Поздеевский), П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, В.Ф.Эрн, В.А.Свенцицкий и др. Они были приверженцами старорусских идеалов соборности, согласия и братства, корни и истоки которых имели православное происхождение в традициях святоотеческого богословия. Последние его работы можно скорее всего отнести к церковной публицистике. Одним из лейтмотивов этих публикаций является призыв к добросовестности - так буквально называется одна из его брошюр - "О добросовестности в вере и неверии" (1909).
Но Кожевников не только призывал к добросовестности в широком и глубоком понимании этого слова- он и сам являл своими работами примеры ее. Таким весомым доводом добросовестности на деле являлся его труд "Буддизм в сравнении с христианством" (1916), которым он откликнулся на увлечение широких слоев интеллигенции Запада и России конца XIX-начала XX вв. буддизмом, соблазнившихся мнимой близостью и схожестью истин христианства с буддизмом. Кожевников, используя свой "метод", показывает, что это представление неверно. Значение писательской и научной деятельности Кожевников для русской культуры лаконично определил о. П.Флоренский в своем письме к нему: "Вы защищали религию против неверия, культуру против варварства и добросовестность против недобросовестности".
В 1912 Кожевников был избран в почетные члены Московской Духовной академии за "научную разработку существеннейших вопросов христианской религиозной мысли и выяснение истинных путей и судеб религии" (Богословский В. 1912. Декабрь. С.867).
Скончался Кожевников на ст. Хлебниково под Москвой.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх