Кетлинская Вера Казимировна
|
Другие персоны с фамилией Кетлинская
Другие персоны с именем Вера Кто родился в этот день 11.05 Кто родился в этот год 1906 |
[28.4(11.5).1906, Севастополь - 23.4.1976, Ленинград]
— прозаик.
Родилась в семье морского офицера. Работала техническим сотрудником в Красной
Армии, затем была на комсомольской работе в Мурманском, Петрозаводском и
Олонецком уездах; училась в Ленинграде в Институте внешкольного образования,
откуда ушла на производство — была прядильщицей и текстильщицей на
ленинградских фабриках «Нева» и «Возрождение», совмещая работу на производстве
с выполнением обязанностей пропагандиста культуры в комсомольской организации.
Небольшие рассказы, очерки и стихи начала печатать в газете Мурманска,
Петрозаводска и Ленинграда в 1921-1922, они публиковались под псевдонимами, как
и статьи о работе комсомольских ячеек.
В 1927 вышла отдельным изданием первая книга Кетлинской «Девушка и комсомол» —
популярная брошюра о жизни девушек-работниц. Проблемы этики, семейных отношений
в среде рабочей молодежи составили основу содержания первого крупного
художественного произведения Кетлинской повести «Натка Мичурина» (1929).
Аналогичным проблемам посвящен роман «Рост» (1934), идея книги выражена уже в
ее названии; подробно воспроизведены образ парторга фабрики Антона Кострова,
проблемы партийного руководства, участия интеллигенции в народной жизни.
В 1929 Кетлинская была направлена на работу в редакцию ленинградского отделения
Гослитиздата, где 4 года работала главным редактором детской секции. Многое
осталось в личном архиве неопубликованным, например, повесть «Стиль» (1934),
киносценарий «Год рождения семнадцатый» (1935), написанный в соавторстве с
Р.Музыкант.
Став в 1934 разъездным корреспондентом «Комсомольской правды», Кетлинская
познакомилась с Дальним Востоком и там нашла тему для своего нового романа,
который стал наиболее значительным ее произведением в предвоенные годы,—
«Мужество» (1938). Он посвящен социалистическому освоению Дальнего Востока.
Постоянный интерес к современности, публицистичность дарования, ощущение
остроты проблем, волнующих общество, нашли здесь плодотворное творческое
воплощение. Это не был наезд репортера, это было откровение, автор в
Комсомольске-на-Амуре делил со своими героями трудности жизни и работы в тайге.
«О чем бы ни писала Кетлинская — о заводе, о стройке, об ученых, о партийных
работниках,— сразу видно, что она не на время, не на командировочный месяц, а
навсегда погружена в окружающую ее жизнь» (Рахманов Л.— С.494).
Роман «Мужество» вызвал широкий читательский отклик, ему был посвящен целый ряд
материалов в печати: Усиевич Е. «Мужество» // Правда. 1938. 16 нояб.;
Серебрянский М. «Мужество» // Литературное обозрение. 1939. №1; Крекшин Е.
Молодые люди нашего времени // Знамя. 1939. №2; Севрук Ю. Об искусстве
романиста // Литературная учеба. 1939. №4, и др. Критики отмечали, что автор
детально, вдумчиво и со знанием дела раскрывает конкретные коллизии
строительства в глухой тайге, очерчивает многочисленные образы истинных
энтузиастов стройки — здесь и комсомолец Сергей Голицын, и инженер Костько,
нанайская девушка Мооми, партийные активисты Морозов, Драченов, Круглое. Тогда
же композитор Н.Макарова написала оперу «Мужество» (см.: Мартынов И. Нина
Макарова. М., 1973. С.38-42).
Во время Великой Отечественной войны Кетлинская работала ответственным
секретарем Ленинградского отделения СП СССР. На этом посту в ее обязанности
входило многое: «трудоустройство писателей в армейские и городские газеты, на
радиовещание, выступления в госпиталях, эвакуация всех, кого можно и нужно
эвакуировать, ежедневные заботы и хлопоты о водопроводе, отоплении,
противопожарных средствах и ПВО...» (Рахманов Л.— С. 496). Кетлинская выступала
в прессе со статьями и очерками, писала и для зарубежной печати, немало ее
очерков и рассказов осталось на страницах фронтовых и армейских газет.
Обороне Ленинграда посвящены сборники рассказов и очерков Кетлинской «Рассказы
о ленинградцах» (1944) и роман «В осаде» (1947). В центре романа — коллектив
большого машиностроительного завода с его трудовыми, по существу боевыми
буднями. «Роман полон событиями прочувствованными, продуманными,
выстраданными»,— писал о нем Вс.Вишневский (Труд. 1948. 8 апр.). Интересны и
содержательны персонажи романа Мария Смолина, Ольга Трубникова, Вера Подгорная,
капитан Каменский и др. Для творческой манеры Кетлинской было характерно
постоянное стремление к новому, от одного замысла автор переходил к другому,
вот почему многое осталось неопубликованным — комедия «Успех», либретто опер
«Мужество» и «Сила войны».
В 1952 вышел новый роман Кетлинской «Дни нашей жизни», посвященный проблемам
рабочего класса на примере ленинградского завода. И здесь судьбы героев
правдиво отразили многие существенные коллизии и конфликты современности, что
отмечалось в печати (Кондратович А. Завод и люди // Новый мир. 1952. №12; Штут
С. Почувствовать красоту деяния // Литературная газета. 1954. 7 дек.;
Макогоненко Г. Против «тления слова-сырца» // Новый мир. 1954. №12).
Народ поднимал страну из руин и пепелищ, потому «производственная» тема, тема
строительства, оказывалась на переднем плане в литературе. Новаторам
производства и науки, борцам за технический прогресс был посвящен роман
Кетлинской «Иначе жить не стоит» (1960). Автор показывает, как высокая
новаторская цель вызывает подъем научной мысли, борьба с консерваторами и
карьеристами становится школой мужества, гражданского роста. Это подтверждают
судьбы главных положительных героев — инженера Мордвинова, изобретателя
Светова, производственника Липатова. Общее дело сближает, но различное к нему
отношение со стороны разных персонажей порождает новые конфликты, и снова автор
анализирует сложные многоплановые отношения людей, сплетения их судеб.
Для творчества Кетлинской характерна многожанровость, разносторонний охват
жизни.
В 1945 Кетлинская публикует повести «Золотой мост» и «На берегу Невы».
В 1958 издает книгу очерков «Китай сегодня и завтра». Комедия «Да, вот она
любовь!» (1954) была поставлена на сцене Театра им. Евг. Вахтангова в Москве.
В 1964 Кетлинская издает сборник рассказов «День, прожитый дважды», в 1967
драму «Прошу слова!». Часто выступает со статьями и очерками о Ленинграде и
ленинградцах, по вопросам литературы в «Ленинградской правде», «Правде»,
«Литературная газ.», «Известиях» и др.
Активно участвуя в литературно-общественной жизни, Кетлинская была избрана
членом правления СП СССР. Постоянными были помощь молодым писателям и встречи с
молодыми читателями. Кетлинская была одним из инициаторов создания в Ленинграде
молодежного журнала «Аврора», который начал выходить в 1969.
В 1974 отдельной книгой издается повесть «Вечер. Окна. Люди». Новую жизнь
обретают прежние произведения Кетлинской, драма «Мужество» в инсценировке
И.Мурзаевой была поставлена в театрах Москвы и Комсомольска-на-Амуре. По роману
«Мужество» был поставлен многосерийный телефильм и написана опера «Город
юности» (либретто С.Северцева, музыка Г.Шантыря), она также шла на сцене.
В 1982 в прессе продолжали отмечать популярность романа «Мужество» (Дальний
Восток. 1982. №5. С.150). Произведения Кетлинской переведены на иностранные
языки.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх