Кашперский Виктор Иванович
|
Другие персоны с фамилией Кашперский
Другие персоны с именем Виктор Кто родился в этот день 13.05 Кто родился в этот год 1946 |
- специалист по проблемам онтологии, теории познания, философии науки и техники; доктор философских наук, профессор
Род. в Киеве.
В 1969 закончил Киевский политехнический институт по специальности "информационно-измерительная техника".
С 1969 по 1971 - инженер научно-производственного объединения "Автоматика";
в 1971-1973 работал в Уральском политехническом институте (ныне Уральский государственный технический университет - УГТУ) на кафедре философии.
Кандидатская диссертация - "Диалектика тождества и различия в информационных процессах" (1977);
Докторская диссертация - "Отражение и функция в развивающихся системах" (1989).
В 1991 возглавил созданный в УГТУ факультет гуманитарного образования. Под его руководством на факультете были разработаны новые базовые и специальные курсы, открыты кафедры психологии менеджмента.
С 1994 - заведующий кафедрой философии УГТУ.
Почетный работник высшего образования России.
В 70-80-х гг. на основании анализа диалектики как теории развития, методологических проблем кибернетики и теории информации Кашперский разработана концепция функционирования организации и системной детерминации сложных развивающихся объектов, основанная на интерпретации феноменов отражения и информации как способности воспроизводить соответствие, и несиловым, функциональным образом направлять организационные процессы к достижению сходства взаимодействующих вещей. Это позволило осуществить теоретический синтез принципов отражения и развития в методологии исследования неустойчивых переходных процессов, в том числе в обществе, с учетом синергетических эффектов направленной актуализации потенциальных состояний в системах.
В 90-е гг. центральное место в работах Кашперский заняли исследовании культурно-исторических типов рациональности, особенностей современного научного мышления, природы технической реальности. Им выдвинуты и обоснованы гипотезы относительно характера связи между рациональностью, онтологией и этикой, заложенного ранней античностью, когда метафизика сущности порождает метафизику должного и вместе с ней - этического противоречия в рациональном мировоззрении; возможных, но не получивших исторической реализации путях развития культуры, также основанных на приоритетности разума, но с иными прогнозируемыми последствиями, в античности и христианстве (эстетическими и евангелически-раннехристианскими соответственно).
Кашперский видит пути развития научно-технической цивилизации, преодоления ее нарастающего кризиса в XXI в. в возможностях дополнения мировоззр. ориентации современников вытесненными на периферию культурного процесса. Кризисные явления в современной культуре рассматриваются в его работах как отражение человеческих качеств, как антропологический и аксиологический кризис, в первую очередь связанный со сложившимся пониманием разума и рациональности, которое содействует утверждению в качестве идеала принципа силы, насилия, подчинения, а вследствие этого - задает разрушительные тенденции развитию экономики, политики и других сфер жизни современных обществ. Этот же подход лежит в основе анализа Кашперский технико-технологической реальности XX в., прогнозирования им новых путей научно-технического развития и решения проблем.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх