Каттнер Генри
[07.04.1915-03.02.1958]

  Другие персоны с фамилией Каттнер
Другие персоны с именем Генри
Кто родился в этот день 07.04
Кто родился в этот год 1915

       Для развития научной фантастики (НФ) и фэнтези сороковых-пятидесятых годов американский писатель-фантаст Генри Каттнер (7.04.1915 - 3.02.1958) сделал немало. И все же после его скоропостижной кончины в 1958 году этот плодовитый и талантливый писатель оказался практически забыт американскими читателями и критиками. Другие популярные авторы массовых журналов времен "золотого века" научной фантастики продолжают вызывать повышенный интерес, считаясь первопроходцами и классиками жанра, а вот Генри Каттнера знают далеко не все. В основном он известен как автор ряда запоминающихся, часто включаемых во всевозможные антологии фантастики рассказов, а также как ключевая фигура в истории прославленного журнала "Astounding Science Fiction". Причины этого незаслуженного забвения понять не трудно. Самая важная из них заключается в том, что Каттнер умер как раз накануне всплеска интереса к жанру научной фантастики в США, пришедшегося на начало 60-х годов. Ранняя смерть писателя, однако, не единственная причина его относительно малой известности в США. Нельзя также не отметить такие факторы, как пристрастие к псевдонимам, невероятная плодовитость, многосторонность интересов и т.д. Каттнер не ограничивал свое творчество рамками какого-либо одного жанра Кроме НФ и фэнтези он писал детективы, вестерны, авантюрные романы, юмористические пьесы и психологические исследования. Успехи Каттнера в каждом из этих жанров довольно значительны, и сам он не отдавал предпочтения ни одному из них. Однако невероятная плодовитость писателя не лучшим образом сказывалась на общем качественном уровне его произведений. Каттнер написал уйму рассказов и пьес, опубликованных при его жизни большей частью в различных дешевых журнальчиках. Среди гор второсортных и откровенно слабых работ первоклассные произведения просто-напросто затерялись.
       Генри Каттнер родился 7 апреля 1915 года в Лос-Анжелесе в семье более чем среднего достатка. Его отец, владелец книжной лавки, умер, когда Генри было пять лет. Чтобы как-то продержаться, мать открыла пансион в Сан-Франциско, но в деле этом не преуспела и несколько лет спустя вернулась в родной Лос-Анжелес. Там Генри окончил среднюю школу и поступил на работу в литературное агентство, принадлежавшее дальнему родственнику.
       Мальчик много читал, но его вкус не отличался оригинальностью. Как и большинство мальчишек того времени, он зачитывался Берроузом и будоражащими воображение рассказами, что печатались тогда в популярных журналах научной фантастики вроде "Amazing Stories" и "Weird Tales". Первый обладал своеобразным обаянием достоверности. Его издатель, родоначальник американской НФ Хьюго Гернсбек, был придирчив к технической стороне дела, а какой мальчишка не любит техники и не мечтает знать о ней все? Но ближе по духу Каттнеру все же был "Weird Tales", где печатались произведения в стиле horror 1 {Horror (англ.) - ужас. Стиль horror в литературе еще иногда называют "готическим"}, восходившем к Эдгару По, Мэри Шелли и Уилки Коллинзу. Генри вступил в переписку с Говардом Лавкрафтом, Робертом Блохом и другими членами редколлегии. Результатом переписки явилась публикация в февральском номере этого журнала за 1936 год первого произведения Каттера - стихотворения "Баллада Богов" (Ballad of the Gods). Больше стихов он не писал, но в следующем номере "Weird Tales" появилась уже первая его вещь в прозе - "Кладбищенские крысы" (The Graveyard Rats): леденящая душу история с гигантскими крысами, таинственными мертвецами и прочей нечистью, написанная в стиле Лавкрафта. И замысел, и интрига новыми не были, но читателю рассказ пришелся по душе, хотя впоследствии Каттнер запретил перепечатывать его. Развивая успех, молодой писатель написал и опубликовал еще несколько рассказов в "готическом" стиле, попробовал силы в героической фэнтези (особенно известна серия рассказов об атланте Элаке "Мечи и волшебство"), но в конце концов выяснилось, что чтение трезвого "Amazing Stories" не прошло даром. В 1937 году Генри Каттнер начал писать научно-фантастические рассказы, первое время публикуя их, в основном, в журнале "Thrilling Wonder Stories". Здесь появилась вышедшая из-под его пера популярная серия рассказов о кинобизнесе будущего "Голливуд на Луне" (Hollywood on the Moon, 1938-1940), объединенных общим главным героем Тони Квейдом. Правда, всерьез заняться фантастикой Каттнеру какое-то время казалось трудно - не хватало научной подготовки. Но недостаток технических подробностей, так ценимых Гернсбеком, искупался искрометным юмором, которого у Генри было не меньше, чем в ранних его вещах - ужасов. Молодой писатель широко публиковался не только в журналах научной фантастики, но и в изданиях, печатающих детективы, авантюрные романы и вестерны.
       Когда в 1938 году начал издаваться журнал "Marvel Science Stories", Генри Каттнер, уже имевший раньше дело с его издателем, стал писать для этого журнала, чем основательно подорвал свою репутацию - в журнале в основном публиковались рассказы весьма пошлого содержания. Из опубликованных Каттером в "Marvel Science Stories" под псевдонимами Джеймс Холл (James Hall) и Роберт О. Кеньон (Robert О. Кепуоп) произведений наибольший интерес представляет рассказ "Ловушка во времени" (The Time Trap, 1938) 2 {В 1976 году включен Брайаном Олдиссом в сборник "Земли дьявола" (Evil Earths)}. А вот пристрастие Генри Каттера к псевдонимам выходило за пределы разумного - их у него было не меньше семнадцати. Среди более ранних можно назвать такие, как Пол Эдмондс (Poul Edmonds) и Кейт Хэммонд (Keith Hammond). Среди прочих - Ноел Гарднер (Noel Gardner), Хадсон Хастингс (Hudson Hastings), С. X. Лиддел (С. Н. Liddell), Скотт Морган (Scott Morgan), К. X. Мейпен (К. Н. Маереп) и Вудроу Вильсон Смит (Woodrow Wilson Smith), а также Уилл Гарт (Will Garth). Под последним он опубликовал рассказ "Доктор Циклопус" (Dr. Cyclops, 1940), в основу которого лег одноименный фильм3 {Позднее под тем же псевдонимом "Уилл Гарт" был опубликован роман с таким же названием, но написал его Мэнли Вейд Веллман.}.
       Многочисленные псевдонимы нужны были Каттнеру для того, чтобы публиковать в одном номере журнала сразу несколько произведений. Поскольку из-под его пера порой выходили совершенно разноплановые произведения, читатель не замечал подвоха и пребывал в уверенности, что их авторы - люди совершенно разные. Однако все это приводило к тому, что фамилия самого автора мало о чем говорила широкой публике и, более того, вызывала упреки критиков, обвинявших писателя в отсутствии единого стиля и собственного взгляда на вещи. Данное суждение было вызвано "гибкостью" прозы Каттера, его уникальной способностью использовать в своих произведениях различные приемы, повороты сюжета и стилистические находки других писателей. Точку зрения тех, кто не видел в Каттнере самобытного писателя наиболее четко и аргументированно выразил известный американский издатель и критик Сэм Московиц в своем критическом эссе "Искатели грядущего" (Seekers of Tomorrow, 1966). В нем Московиц прослеживает влияние на творчество Каттера таких выдающихся писателей, как Говард Лавкрафт, Роберт Хайнлайн, Стенли Вейнбаум, Джон Кольер, Клиффорд Саймак, Альфред Ван-Вогт, Мюррей Лейнстер и Альфред Меррит, делая, в конце концов, вывод, что Каттнер - не более чем талантливый интерпретатор, подражатель. Что ж, в этих суждениях есть доля истины. В американской фантастике вообще особенно ценится так называемое первооткрывательство. Человек, который ввел в литературу новые темы, сюжеты - хотя бы и очень частные, - всегда может рассчитывать на внимание критики и читателей. А Каттнер был не мастер открывать новые темы. Он начинал писать о новом вовремя, но всегда немного позже других. Однако в жанре НФ подобные заимствования в порядке вещей. Вряд ли кто из писателей может похвастаться тем, что всегда использует только свои, оригинальные идеи и приемы. В конце концов, как справедливо отметил американский писатель-фантаст Джеймс Блиш, главное не в том, чья это идея, а в том, насколько талантливо она обыграна. А Каттнер в отличие от иных первооткрывателей был настоящим писателем. Каждую свою тему он обрабатывал так, в таком количестве вариантов, что его коллегам просто нечем было потом поживиться. Он был словно актер без определенного амплуа - таких тоже иногда обвиняют в отсутствии индивидуальности. Что ж, Каттнер выявлял не свою индивидуальность, а индивидуальность темы.
       Его неповторимость как раз и состояла в его многообразии. Он охватил очень широкую сферу американской НФ, соединил многие ее прежде разобщенные тенденции, а если и не создал в своем творчестве некоего сплава, то, во всяком случае, показал, что такой сплав возможен.
       7 июня 1940 года Каттнер женился на Кэтрин Мур, в то время уже даже более известной писательницей-фантастом, чем он сам. После этого большинство рассказов они стали писать вместе (за исключением, пожалуй, тех, что опубликованы К. Мур под собственной фамилией). Вклад того или иного соавтора в разные рассказы различен, но большинство из них - в том числе даже те, что опубликованы под именем одного Генри Каттера - являются плодом их совместного творчества. Одни говорили, что Каттнер и Мур работали над книгами вместе, другие утверждают, что они просто правили написанное друг другом. Как бы то ни было, они удачно дополняли друг друга: Каттнер лучше умел построить сюжет, но Мур - лучше его разработать, отделать, придать художественную завершенность, а иногда и просто дописать начатую Генри вещь. Если дело не шло на лад, он способен был забросить рассказ и начать выдумывать новый. Один из них дописывал рассказ, начатый другим и т.д., словом, их дальнейшее творчество являло собой сплав двух больших талантов.
       Во время Второй мировой войны написанные ими под псевдонимами Лоуренс О'Доннелл (Lawrence O'Donnell) и Льюис Пэджетт (Lewis Padgett) рассказы стали появляться в журналах "Astounding Science Fiction" и "Unknown World", которые редактировал Джон Кэмпбелл. Эти издания славились традиционно сильной подборкой авторов, в число которых в то время входили Роберт Хайнлайн, Айзек Азимов и Теодор Старджон. Невольное соперничество со столь прославленными мастерами НФ явно пошло Каттнеру на пользу, и в те годы он опубликовал большинство своих произведений, ставших впоследствии классикой жанра. Под псевдонимом "Льюис Пэджетт" увидели свет знаменитые рассказы "Твонк" (Twonky, 1942), по мотивам которого был снят фильм, "Шок" (Shock, 1943), "Все тенали бороговы..." (Mimsy Were the Borogoves, 1943) и др., цикл рассказов "Мутант" (Mutant, 1943-53), интересных новым взглядом на проблемы, связанные с телепатией, а также написанная без участия Кэтрин Мур серия из пяти рассказов об изобретателе Гэлловее Гэллегере, вышедших впоследствии отдельным сборником под названием "У роботов нет хвостов" (Robots Have No Tails, 1952).
       В большинстве произведений, опубликованных под псевдонимом "Лоуренс О'Доннелл", чувствуется рука Кэтрин Мур. Исключение, пожалуй, составляет "Схватка во тьме" (Clash by Night, 1943). Эта повесть вместе с-продолжающим тему романом "Ярость" (Fury, 1947) образует довольно известную дилогию "Впереди - бесконечность!" (Destination: Infinitive) действие которой разворачивается в подводных городах Венеры после гибели Земли в ядерной войне. Роман "Ярость", скорее всего, является продуктом совместного творчества (хотя был опубликован под именем одного Генри Каттнера и считается самым значительным произведением писателя).
       В послевоенные годы Каттнер (а точнее, дуэт Каттнер-Мур) по своей популярности уже не уступавший таким грандам, как Азимов, Ван-Вогт или Лейнстер, продолжал широко публиковаться во многих журналах, в том числе "Thrilling Wonder Stories" и "Starling Stories". Журнал "Starling Stories" давал в каждом номере динамичный научно-фантастический роман, и немалое их число написаны Генри Каттером: "Когда исчез Нью-Йорк" (When New York Vanished, 1940), "Чудовище из глубин пространства" (The Creature from Beyond Infinity 4 {В журнале опубликован под названием "Преодолеть миллион лет" (A MillionYears to Conquer)}, 1940), "Темный Мир" (The Dark World, 1946), "Долина Пламени" (Valley of the Flame, 1946, под псевдонимом "Кейт Хэммонд"), "Там, где дрожит земля" (Lands of the Earthquake, 1947), "Повелитель бури" (Lord of the Storm, 1947, под псевдонимом "Кейт Хэммонд"), "Ось времени" (The Time Axis, 1949), "За вратами Земли" (Beyond Earth's Gates5 {В журнале опубликован под названием "Врата на картине" (The Portal in thePicture) и подписан "Генри Каттнер"}, 1949), и "Источник Миров" (Well of the Worlds6 {Псевдоним "Льюис Пэджетт" был только на первом книжном издании 1953 года. На всех последующих стояло "Генри Каттнер"}, 1952). Для журнала "Thrilling Wonder Stories" была написана знаменитая серия юмористических НФ-рассказов о семейке мутантов Хогбенов.
       Однако начиная с 1950 года литературная активность писателя пошла на убыль, поскольку Генри и Кэтрин, желая восполнить пробелы в образовании, поступили в Южно-Калифорнийский Университет. В это время супруги написали множество детективов, а вот фантастических рассказов - крайне мало. Но это практически не повлияло на популярность Каттнера, ибо многие его рассказы и циклы рассказов, ставшие классикой, включались в те годы в различные антологии или выходили отдельными книгами. Читатели в США стали забывать Каттнера ближе к концу 60-х годов, захлестнутые валом первоклассной научной фантастики и фэнтези, а наши читатели как раз в те годы впервые познакомились с его творчеством - в серии "Зарубежная фантастика" издательства "Мир" вышел авторский сборник Генри Каттнера "Робот-зазнайка" -- и сразу влюбились в этого яркого, самобытного писателя.
       Окончив в 1954 году университет, Каттнер стал работать над кандидатской диссертацией по физике, но 3 февраля 1958 года, едва ли не накануне защиты, скоропостижно скончался от сердечного приступа.
       При жизни Каттнер редко удостаивался похвал критики, погребенный под грудой многочисленных псевдонимов. Репутацию одного из наиболее значительных и многогранных писателей-фантастов современности он заслужил значительно позже. Генри Каттнер оказал значительное влияние как на молодого Рэя Брэдбери (он написал концовку одного из его первых опубликованных рассказов), так и на ряд других писателей, признанных ныне мэтрами НФ.
       Вместе и по отдельности его произведения наводят на мысль: несмотря на многочисленные псевдонимы и множество слабых вещей, среди которых теряются подлинные шедевры, Генри Каттнер - значительное явление в мире НФ. Его рассказы дают представление о мировоззрении их автора, в них удачно реализован немалый потенциал научно-фантастической литературы.
       Правда ли, что было много Каттнеров? Правда, если говорить о многообразии стилей и сюжетов, которыми пользовался этот писатель. Но за всем этим стоял один Каттнер, человек, который вмешивался в жизнь, чтобы сделать ее человечнее.




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 16:50:48 UTC