Кареев Николай Иванович
|
Другие персоны с фамилией Кареев
Другие персоны с именем Николай Кто родился в этот день 06.12 Кто родился в этот год 1850 |
- историк, философ, социолог, методолог общественных наук.
Род. в Москве.
Учился в Московской гимназии (в одном классе с Вл.Соловьевым).
Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1873).
Профессор Варшавского (1879-1884) и Петербургского (1886-1899 и с 1906) университетов (перерыв между 1899 и 1906 связан с увольнением по подозрению в политической неблагонадежности).
В 1905 за участие в оппозиционном движении был заключен в Петропавловскую крепость.
Действительный член Психологического общества при Московском университе. Член-корреспондент Российской Академии наук (1910), почетный академик АН СССР (1929).
Скончался в Ленинграде.
Социальное знание Кареев подразделял на три дисциплины: философия истории, социологии и историю. История фиксирует то, что происходило с человеком; это "кладовая фактов", знание о единичном (как мы бы сказали сегодня - это гуманитарное историческое знание). Ее задача - изучать конкретное прошлое без какого-либо поползновения предсказать будущее.
Социология - это наука об обществе, о тех законах, тенденциях, которые лежат в основе конкретных их проявлений; это своего рода "логика", "основание" конкретно-исторического.
Философия истории изучает наиболее общее в структуре изменений, в развитии общества. Она близка к социологии (одна из заслуг Кареева - в размежевании философии истории от социологии).
Главный признак философии, по Карееву, - творчество, сообщающее знанию полноту, стройность и целостность. Это - творчество вненаучное. Однако возможна научная философия, т.е. такая философия, идеи, построения и гипотезы которой находят оправдание в науке или, по крайней мере, ей не противоречат. Философия оценивает явления с субъективной человеческой точки зрения, обобщает знание с помощью своих абстракций, творит и уясняет идеалы высшей правды. Без философии духа знание не уясняет смысла жизни. Задача философской истории - найти смысл изменений в жизни человечества.
Общие принципы философской истории дает историософия, т.е. философская теория исторического знания и исторического процесса.
Историософия - синтез теорий, которыми должен руководствоваться философ истории. Философия истории должна не построить план истории, а изобразить ее эмпирически данный ход, обусловленный множеством причин. Как в социологии, так и в истории нельзя обойтись без субъективного метода. Смотреть глазами живой личности на историю себе подобных - вот в чем заключается единственно законный субъективизм в философской истории ("ИНФ". С.562-563). Никакой другой субъективизм не является приемлемым. "Научно"-субъективистский подход, с его точка зрения, должен дополняться сравнительно-историческим (или эволюционным) и приводить посредством индукции к выделению из эмпирики социологических законов.
Кареев выступает за синтез социологии и философии, равно как и ряда односторонних, по его мнению, концепций - психологической и экономической, прагматической и социально-культурной. Для философии истории важное значение имеет идея прогресса. Какое именно? Понятие прогресса, считает он, должно "дать идеальную мерку для оценки хода истории, без каковой оценки невозможен суд над действительной историей, невозможно отыскание ее смысла" ("История с философской точки зрения". Собрание сочинений Кареева Т.1. СПб., 1912. С.122). Нет ничего абсолютно совершенного: есть только именно такие относительные и сравнительные совершенства, и их мы можем расположить в известном порядке по степени удаления от несовершенного и приближения к совершенному с нашей точка зрения Применяя этот идеальный порядок к последовательности исторических фактов, мы оцениваем ход истории как совпадающий или несовпадающий с этим идеальным порядком, т.е. как прогрессивный или регрессивный и, подведя общий итог, высказываем свой суд над целым действительной истории, определяем его смысл. "Если мы желаем иметь формулу прогресса, как руководство к разумной деятельности, мы должны от цели заключать к средствам" (С.124).
Кареев проследил разработку понятия прогресса с античности и до наших дней. Он выявил взаимоотношения двух направлений в концепции прогресса: нравственно-этического (ценностного) и натуралистского (описательного, безоценочного). Он показал их слияние в середине XVIII столетия и последующее их расхождение. Если до него (О.Конт) не различал "прогресс" и "эволюцию", то К., приняв идею прогресса, наполнил его конкретно-историческим содержанием. Признавая значение как экономических, так и духофвных факторов в общественном процессе, Кареев отстаивал теорию взаимодействия среды и критически мыслящей личности, но в конечном счете двигателем истории считал именно личность.
В 80-е и особенно в 90-е гг. Кареев резко выступал против марксистского учения о классовости идеологии. Критиковал вульгарный социологизм за сведение многообразия исторического процесса к экономике и за фаталистический детерминизм.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх