Карпов Василий Николаевич
|
Другие персоны с фамилией Карпов
Другие персоны с именем Василий Кто родился в этот день 14.04 Кто родился в этот год 1798 |
- философ, переводчик.
Род. в с.Хреновое Бобровского уезда Воронежской губ.; из семьи священника.
Учился в Воронежской духовной семинарии. Окончил Киевскую Духовную. академию (1825), в которой с 1823 преподавал философию.
Профессор философских наук Петербургской Духовной академии (с 1835).
Скончался в Петербурге.
Главным делом своей жизни К. считал перевод сочинений Платона, что он и осуществлял в течение почти 40 лет. Эти сочинения вышли в 6 т. (1-е изд. ч.1-2. СПб., 1841-1842; 2-е изд. ч.1-6. 1863-1879). В.В.Зеньковский отмечал, что перевод Платона выполнен Карповым "с большой любовью и тщательностью; до сих пор этот перевод остается единственным полным переводом Платона на русский язык" (3. "ИРФ". Т.1. 4.1. С.112).
В целом ряде своих работ он разработал довольно цельную систему своих взглядов на мир и на человека. Задача философии, по Карпову,- приводить частные результаты знания, а следовательно, и частные явления природы к общей истине и общему бытию вещей. Предмет философии - самопознание и исследования всего в целом, как одного бытия, т.е. исследование мира метафизики, насколько он является сверхчувственным и мыслимым.
Подобно другим русским философам, Карпов считал, что русская философия самобытна. Ум и сердце, развиваясь в постоянной связи как органы веры, должны найти в просветленной душе русского человека твердые основания для решения задач философии. Исходным пунктом философствования К. полагал конкретное сознание, взятое в полноте своего содержания. Органом познания философии, как и истины вообще, служат все силы души, сосредоточенные в вере и ею просветленные. Одной из важнейших тем философии является человек, его сущность. Исследуя человека синтетически, со стороны его феноменальной жизни, Карпов приходит к заключению, что ни в бытии, ни в деятельности его нет ничего однородного.
В человеке, писал Карпов, можно найти законы всего бытия, в человеке можно подслушать гармонию жизни, разлитой во всей Вселенной, и созерцать таинственные символы связей, соединяющих все мироздание. Трактуя это и ему подобные положения, В.В.Зеньковский справедливо замечал, что у Карпов "очень ясно... преображение трансцендентализма в антропологизм" (3. "ИРФ". СИЗ). Антропологизм неотрывен от синтетизма. Все, входящее в область сознания, имеет форму и содержание, а форма и содержание, приходя в единство, соединяют в человеке два мира - духовный и чувствующий. Дух бесконечен, органическая природа, развитая в человеке до высочайшей степени, конечна. Дух - чистая свобода, природа - слепая необходимость. Дух есть Бог, природа - Его творение. Недостает среднего звена. Им должно быть такое существо, в котором положили бы залог своего бытия и деятельности бесконечное и конечное, Бог и природа. Отсюда является ряд существ разумно-свободных, которые по существу своих элементов не могут быть ни конечными, ни бесконечными, но неопределенными, ни ведающими, ни неведающими, но познающими. Элементы, соединившиеся в бытии человека и через свое соединение давшие бытие самому сознанию, внесли в его природу и соответственные себе законы, которые, пришедши во внутреннюю связь, составили закон нравственности. Поэтому совершенство нравственного закона должно предполагать гармонию двух природ, соединенных в сознании человека. Это учение К. называет синтетизмом. (См.: "ИНФ". С.586.)
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх