AZ-libr.ру

информационный портал





Карамзин Николай Михайлович
[12.12.1766-03.06.1826]

  Другие персоны с фамилией Карамзин
Другие персоны с именем Николай
Кто родился в этот день 12.12
Кто родился в этот год 1766

       - писатель, историк, мыслитель.
       Род. в Симбирской губ., в дворянской семье.
       Учился в частных пансионах. Владел многими новыми и древними языками. Был широко осведомлен в литературе французского Просвещения.
       В 1785 вошел в "Дружеское ученое общество" Новикова. Путешествуя по Европе (1789-1790), посетил Канта, Бонне, Гете, Гердера, Лафатера и др. ("Письма русского путешественника", отддульное полное изд., кн.1-4, 1799-1801). Вернувшись на родину, предпринял издание журнала "Вестник Европы" (1802-1803), девиз которого был "Россия есть Европа". Карамзин призывал к освоению европейского философского наследства во всем его многообразии. Определенное влияние на формирование взглядов Карамзин оказало русское масонство (в 1785-1789 Карамзин - член масонской ложи). Отстаивал идеи божественного творения и непосредственного вмешательства Бога в судьбы людей. В то же время Карамзин связывал прогресс общества с развитием наук, искусства и просвещения ("Нечто о науках, искусствах и просвещении", 1793).
       В социальной философии был поклонником Дж.Локка и Ж.-Ж.Руссо. Считал, что философия способна быть "наукой природы и человека". Сторонник опытного знания (опыт - "привратник мудрости"). Карамзин верил в силу разума, в творческий потенциал человека. Наблюдая в Париже революционные события 1789, Карамзин приветствовал революцию как "победу разума"; однако позже осудил террор как крушение идей Просвещения. Он утвержал, что революции, "...всякие насильственные потрясения гибельны", что "царство счастия" "может исполниться... посредством медленных, но верных, безопасных успехов разума, просвещения, воспитания добрых нравов" (Соч. Т.4. СПб., 1834. С.112).
       28 сентября 1803 Карамзин обращается к товарищу министра народного просвещения М.Н.Муравьеву с просьбой ходатайствовать об официальном назначении его историографом. Указ был подписан уже 31 октября того же года.
       Интерес к истории созревал у Карамзин давно, но сейчас он почувствовал необходимость исторически осмыслить свои взгляды на современность.
       В 1804 Карамзин приступает к делу всей своей жизни - систематическому труду по русской истории. Методология исторических исследований была разработана им в предыдущих трудах, в частности в "Рассуждении философа, историка и гражданина" (1795). По Карамзину, "историк не летописец", он должен стоять на почве объяснения действия и психологических субъектов истории, уметь выделить самое важное и существенное в событиях, быть "прежде всего правдив".
       В 1811 Карамзин подал царю трактат "О древней и новой России в ее политических и гражданских отношениях" (известный как "Записка о древней и новой России" (обнаружен в 1836, опубликован за границей - в Берлине - в 1861, впервые в России полностью - в 1900, отдельным изданием в 1914 в СПб.). Высказанная им в "Записке" сентенция о том, что "за деньги не делается ничего великого", страстная критика современных Карамзин несовершенств и преступных нарушений в российском государственном устройстве ярко свидетельствуют о всей глубине гражданской заинтересованности историка в движении России по пути прогресса.
       Основные выводы Карамзина из "Истории государства Российского" (Т.1-12. 1816-1829) консервативны. Он считает самодержавие хранителем России, гарантом единства и благополучия народа. Сила самодержавия не в формальном праве, а в совести, в "сердце" монарха. Карамзин пытался по-своему, в рамках своего века, своих возможностей и своих заблуждений решить "вечные" вопросы - вопросы бытия и цели жизни, закономерности развития стран и народов, соотношения личности и общества, власти и подчинения и т.д.- и сделал это самоотверженно, в мучительном поиске истины. Смысл его ист. концепции заключается в движении России из исторического небытия через тернии к вершинам цивилизации.
       5 декабря 1818 избранный в Российскую академию Карамзин произнес вступительную речь, в которой утверждал мысль о развитии способностей души человеческой как высшей цели истории: "И жизнь наша, и жизнь империй должны содействовать раскрытию великих способностей души человеческой; здесь все для души, все для ума и чувства; все бессмертие в их успехах!" Нравственная позиция К. особенно ценна сейчас, когда мы нередко сталкиваемся с фальсификацией нашей истории, использованием ее в конъюнктурных целях. (См.: Т.Ермакова. "ФЭ". Т.2. С.456; В.Малинин. "РФС". С.217-218).
       Скончался Карамзин в Петербурге. Похоронен на Тихвинском клабище Александро-Невской лавры.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 16:50:22 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"