Карцевский Сергей Иосифович
|
Другие персоны с фамилией Карцевский
Другие персоны с именем Сергей Кто родился в этот год 1948 |
- ученый-педагог.
В первой половине XX в. выступал по философии образования и социальной философии.
Приват-доцент, затем профессор Карлова университета (Прага).
Один из инициаторов создания в начале 20-х гг. ж."Русская школа за рубежом" (Прага) и его соред. Член Педагогического бюро по делам русской школы за рубежом. Позже - профессор Женевского университета.
Находясь за рубежом, вместе с такими замечательными педагогами и философами, как И.А.Ильин, С.И.Иесен, В.В.Зеньковский, П.М.Бицилли и др., Карцевский участвовал в разработке и формировании системы педагогики в школах русского зарубежья, системы, провозгласившей тезис о педагогике как о прикладной философии. Об основополагающих принципах педагогического наследия Карцевский в известной степени можно судить по одной из лучших его статей - "Национализм в школе". Карцевский подчеркивает в ней, что нельзя не видеть, "какое огромное воздействие оказывается на нацию через посредство школы. Недаром церковь и политической партии так упорно стремятся овладеть ею".
В основу теорий, оправдывающих монополию государства на школу (против такой монополии и выступает Карцевский), лежит "антипедагогическая предпосылка: признание права взрослого на ребенка". И государство, и церковь, и политические партии видят в ребенке своего наследника, которого необходимо воспитывать в духе того, что они считают Благом и Истиной. Но для педагога ребенок не только будущий взрослый - "он самоцель и в каждый момент своего роста он уже полный человек особого типа".
Семья, школа, улица требуют от ребенка всех тех же социальных качеств, которых потребует от него в будущем и общество взрослых: честность, инициативу, терпимость, умение поступаться личными интересами и т.д. Вместе с семьей школа несет ответственность за выпущенного ею прохвоста, фанатика и т.п. антисоциального типа. В этом и только в этом смысле может быть признаны права взрослых на ребенка: общество может и должно требовать, чтобы в ребенке развивались и согласовывались индивидуальность и общественность. "Но формирование политических или религиозных убеждений у ребенка ни в каком случае не является задачей школы". Между тем, в любом государстве от школы требуется укрепление в сознании учеников именно тех политических устоев, которые царят в этом государстве. "Любовь и уважение к своему народу строится в школе не на осознании индивидуальности своего народа в общей семье народов, не на изучении того, что свой народ внес в общую сокровищницу человеческого творчества. Вместо освобождения и укрепления национального чувства разжигается национализм, т.е. убеждение в своих преимуществах пред другими". Таким образом, социальность уступает место политичности, национальное чувство подменяется шовинизмом, религиозное - конфессиональным. Учитель влияет на воспитанников всей своей личностью, а в ее состав входят и его политические и религиозные убеждения. "Учитель не может навязывать ученику своих убеждений, но должен обеспечить ему всю свободу искания самого себя".
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх