Каменский Анатолий Павлович
|
Другие персоны с фамилией Каменский
Другие персоны с именем Анатолий Кто родился в этот день 29.11 Кто родился в этот год 1876 |
[17(29).11.1876, Новочеркасск — 23.12.1941, Ухтижемлаг Коми АССР]
— прозаик, драматург, киносценарист.
Родился в бедной чиновничьей семье.
В 1895 после окончания гимназии в Астрахани приехал учиться в Петербург, где 2
года был студентом Института инженеров путей сообщения, а затем с 1897 учился
на юридическом факультете Петербургского университета (окончил в 1902).
Затянувшаяся учеба придала характеру Каменского некоторые качества «вечного
студента» и привила богемные привычки.
Писательская деятельность началась со студенческих лет. Первая публикация —
шуточный рассказ «Амурчик» (1896). Сразу же стало очевидно стремление молодого
писателя выявить черты психологии нового времени. Так, в рассказе «Конец века»
(1898) добрые «старые» идеалы прошлого противопоставлены цинизму и практицизму
современности.
В ранних произведениях Каменский был на стороне «устаревшего» идеализма,
отвергая наступающую эру как время бездуховности. После окончания университета
Каменский с 1903 по 1909 служил в Министерстве финансов, воочию увидев изнанку
чиновничьей жизни и испытав трудности бытия петербургского «маленького
человека».
С начала творчества одним из основных образов прозы Каменского стал Петербург,
воспринимаемый в русле традиций Гоголя и Достоевского. Из переосмысления
Каменским мифа о Петербурге происходят две главные темы его творчества: тема
человеческой несвободы, оборачивающейся различными ипостасями в зависимости от
той или иной разновидности системы ценностей, и тема человеческого одиночества.
Антитезой Петербургу в ранних произведениях Каменского представала провинция
как некая ретроспективная утопия, место, где еще сохранились патриархальные
отношения, возвышенная любовь, «тургеневские девушки». Излюбленный герой его
первых произведений — молодой провинциал, стоящий перед выбором: сохранить
нравственную чистоту и быть смятым Молохом петербургской жизни («Степные
голоса», «Ольга Ивановна», «Без огня») или мимикрировать и стать частью жесткой
системы («Диплом», «Мебель»).
Для Каменского социум — бездушный механизм, наделенный иррациональными чертами.
Петербургские рассказы Каменского во многом написаны в традициях «Петербургских
повестей» Гоголя. Характерен рассказ «На даче» (1905), где сталкиваются мелкий
чиновник Модест Чебыкин (прямой потомок героя «Шинели») и его начальник фон
Брикман (классический тип холодного «петербургского человека»). Финальный
пьяный бунт Чебыкина — это хотя еще слабый, но вызов несправедливому социуму.
Постепенно тема бунта в разных его проявлениях, вплоть до самых парадоксальных,
стала главенствующей в прозе Каменского (рассказы «Преступление», «Ничего не
было»). Основной художественной задачей Каменский, и в этом он скорее
традиционалист, чем новатор, явилось разоблачение лицемерия мещанского
(буржуазного) общества. При этом на первом месте было разрушение его
нравственных основ.
Областью человеческих отношений, наиболее жестко регламентированной мещанами,
Каменский считал сферу любви. Еще до массового увлечения литераторов «проблемой
пола» (период 1907-10) он обратился к художественному исследованию психологии и
психопатологии страсти (рассказы сб. «Степные голоса», 1903; «Жасмины»,
«Чудовище», «Королева»). Для Каменского и «тургеневские девушки», и
герои-«мечтатели»— уходящий в прошлое социокультурный миф, основанный на
главных построениях скомпрометировавшего себя человеческого разума. В
современности, по Каменскому, на первый план выходят биологические,
«естественные» запросы человеческого тела. Закономерным развитием этих взглядов
явились рассказы «Леда» (1906) и «Четыре» (1907), ставшие основой скандальной
популярности творчества Каменского.
Критика восприняла рассказ «Четыре», герой которого поручик Нагурский соблазнял
четырех женщин в течение суток, как надругательство над нравственными
традициями русской литературы. Каменский был одним из первых, претворивших в
художественной практике идеи психоанализа Зигмунда Фрейда.
В рассказе «Леда», где красавица-героиня ходила обнаженной по «идейным
соображениям», большинство критиков также увидели эротизм, переходящий в
порнографию. По сути же это было одно из немногих произведений Каменского,
основанных на философской базе идей Ф.Достоевского (сновидение героя рассказа
«Сон смешного человека» о «золотом веке») и Ф.Ницше (идея о «дальнем» —
сверхчеловеке будущего, противостоящем совр. мещанам). Эпатажное поведение Леды
было первым намеком на новые отношения между людьми. Она являлась как бы
представительницей этого чаемого грядущего и поэтому не имела реальных
возлюбленных, ожидая, как она говорила, «будущего <...> сообщника, <...>
нового, мудрого и свободного человека». Ряд критиков увидели в рассказе попытку
воплощения новых отношений, а в Леде — набросок женщины будущего: «своей
"Ледой" он как бы раздвинул покровы над первым моментом сказочного
осуществления. <...> Еще солнечной поэмы существования нет. Но Леда уже ходит
нагая» (Абрамович Н.Я. В осенних садах. СПб., 1909. С.104).
Каменский попытался дать ответ на вопрос, каков путь к человеку будущего, к
«дальнему», в романе «Люди» (1908). Каменский считал, что решение проблемы
одиночества может быть найдено в высвобождении сексуального подсознания
личности, уничтожении комплексов. Писатель уверился в своей миссии
писателя-пророка. Предлагаемые им откровения состояли из эклектично
перемешанных идей из области философии (Ницше) и психоанализа. Герой его
тенденциозного романа, «бывший студент» Виноградов, вселялся в чужие квартиры и
проводил «психологические эксперименты» над их обитателями, пробуждая в них
подсознательные желания и инстинкты. Полюбив девушку, герой дважды «уступал» ее
соперникам, чтобы, пройдя испытание чувственностью, а затем разумом, она
превратилась в новую женщину, преступившую ценностный барьер современного
общества. Роман имел скандальный литературный успех, хотя критики сочли его
слабым по художественным достоинствам. Хула со стороны критиков не помешала
успеху романа у читателей. В этом плане характерен отзыв в письме к Каменскому
жены Ф.Сологуба — А.Чеботаревской: «Спасибо за "Людей" — некоторые из них
оказались очень интересны, и я побыла в их обществе с большим удовольствием.
Факт "преодоления" всяческих норм, включая и брак,— сам по себе мне близок и
понятен и вследствие этого мил» (РО ИРЛИ. Ф. 123. Оп.1. Ед.хр. 899. Л.1).
После выхода романа Каменского пытался популяризовать высказанные в нем идеи,
выступая в 1910 с лекцией «О свободном человеке».
С 1913 началась успешная карьера Каменский как киносценариста, а затем
заведующего литературной частью в кинофирмах. Пробовал он свои силы и в
драматургии. После революции 1917 Каменский эмигрировал в Берлин, где выпустил
сборник рассказов «Мой гарем» (1923), объединивший его рассказы о любви.
В 1924 вернулся в Советскую Россию, где стал зарабатывать исправлением
рукописей «пролетарских писателей».
В 1930 вновь эмигрировал и вернулся в 1935. Последней опубликованной при жизни
книгой стал сб. «Петербургский человек» (1936), являющийся антологией его
дореволюционной прозы.
В 1937 был арестован «за шпионаж» и умер в лагере.
В истории русской литературы Каменский остался как беллетрист, умеющий увлечь
читателя хитроумными поворотами сюжета, запоминающимися характерами героев,
отточенной фразой и легкомысленными рассказами о причудливых обличьях любви.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх