Калинин Георгий Михайлович
|
Другие персоны с фамилией Калинин
Другие персоны с именем Георгий Кто родился в этот день 15.03 Кто родился в этот год 1930 |
[15.3.1930, Ленинград]
— прозаик, публицист.
Родился в семье потомственных петербуржцев. Отец — железнодорожный служащий, мать — машинистка.
Пережил тяжелейшую блокадную зиму 1941-42, когда потерял отца и близких родственников. С больной
матерью был эвакуирован летом 1942 через Ладогу, до лета 1944 жил в Пермской обл.
Окончил филологический факультет ЛГУ по отделению журналистики (1954). Работал в комсомольских
газетах г.Фрунзе и Калининграда (1954-57), литературным консультантом журнале «Костер» (1958-59).
Опробовал профессии рабочего лесопилки, грузчика, почтальона и другие.
С 1959 проживает в Москве. Работал в издательстве «Прогресс», в пресс-центре международных
выставок, литературным редактором.
С 1957 пишет художественную прозу. Оставив престижную службу, в 1976 ушел на должность
заведующего складом московской детской туристской станции, удовольствовавшись материально
прожиточным минимумом ради обретения времени для каждодневных занятий писательским трудом (на
службе - до 1988).
Большая школа литературы началась для Калинина в последние 3 года студенчества с приобщения к
сочинениям Льва Толстого в поисках мировоззренческой опоры личным духовным стремлениям и в целях
изучения художественных способов изображения внутреннего «я» индивидуальности.
В период журналистской службы появлялись социально-требовательные очерки Калинина (Взрослые и
дети // Литература и жизнь. 1959. 30 авг.), рецензии на книги молодых одаренных
писателей-однокашников — В.Головинского, Г.Горышина (Нева. 1959. № 2, 6). Тогда же были написаны
первые рассказы — от стилизаций, с вхождением в русскую историю XVIII в. («Покаяние») до современной
антикультовой проблематики, обновлявшей представления о социальных путях России советской поры.
Это были попытки овладения многослой-ностью родного слова, опыты запечатления
«мгновенно-медленного», детализированного в своем движении внутреннего времени человеческого
бытия, с аналитикой его состояний, конфликтностью сознания. Параллельно шло изучение прозы крупных
западных и отечественных прозаиков — Ш.Андерсона, Э.Хемингуэя, А.Платонова, Ю.Казакова.
В убеждении, что для русских литература — более, чем искусство, Калинин изначально поставил задачей
постижение «тайны духа человеческого».
Главным потрясением в судьбе Калинина явилась блокада Ленинграда в Великую Отечественную войну.
«Тогда бухнула на чашку весов моей жизни столь тяжелая гирька, что прошедшие десятилетия <...> не
смогли дать ничего такого, чтобы ее перевесить. Одним словом, я — человек блокадный»,— напишет
Калинин в автобиографии 1988, вступая в Союз Писателей. Книга рассказов и повестей «Посреди зеленого
поля» (1987) была высоко оценена критикой и читателями. Повесть «Колодец памяти» (Наш современник.
1987. №4), позже переозаглавленная («Из какого колодца дует»), рассказ «Вспоминаю блокадных детей»,
очерк «Блокада на всю жизнь» стали уникальным вкладом блокадников в познание самого себя и мира в
экстремальных условиях на рубеже бытия и смерти, когда против детства объединялись голод, холод,
оружие войны и человеческое отчуждение, деформируя нормы морали, выдвигая на первый план
агрессивную животную потребность выживания. Следуя в своей манере за Достоевским, Калинин
стремился снять покровы шаблонов в изображении отношений между людьми, с бескомпромиссной
фактографической честностью рисуя ленинградскую трагедию, увиденную глазами «двенадцатилетнего
старика, умудренного блокадой, узнавшего человека во всей его наготе». Петербургская военная проза
Калинина, оправленная в исповедь и раздумья, выявляла кричащие противоречия поведения личности.
Наблюдающее мир сознание, используя право суда и право самоосуждения, одновременно творило
самостроительство души ребенка, вело его через испытания совести «хлебушком» к высшей человеческой
любви, к обретению прочных нравственных ориентиров, открывало жертвенные движения сердца.
Автобиографическая в своей основе блокадная проза Калинина естественно переходила далее в прозу о
мирной жизни современников, где писателю дороги идеальные тяготения и порывы героев (повесть
«Светопад сквозь листву»), где жизненные итоги не сводятся к сверхординарному результату, а
подтверждают важность просто быть «честным и прямодушным человеком». Такова «одна из самых
глубоких человеческих истин», освобождающая нас от тягостного тщеславия. Получающие высокую
осмысленность и цену в духовном опыте Калинина идеалы обыденной жизни сближаются со временем в его
творчестве с идеалами религиозными.
Так появилась очерково-публицистическая книга «Голос Неба и немота Земли» (1996), философский пафос
которой ведет читателя от переживаний явлений Богородицы в португальском селении Фатиме (1917)
через рассмотрение кризисных политических ситуаций всемирной истории XX в. к оценке нынешнего
положения России, когда «кажется, снова переполнилась чаша народных бед и черная мгла затягивает
наше будущее». Калинин одушевлен верой, «что Россия не погибнет, что она будет спасена». С
лирической силой звучит его убежденность, что «светлое, печально-протяжное имя Родины нашей, будто
долгим эхом обегающее бескрайность ее просторов», имеет высшую небесную защиту и покровительство.
Страстным призывом Калинина пронизано его открытое письмо А.И.Солженицыну «Сила державы в
духовном единстве» (2002). Навязываемой русским «устремленности <...> к деньгам как мере всех начал,
к стяжанию <...>, к преступной вседозволенности» — с пересадкой к нам «всех западных пороков» —
противопоставлена как упование эпохи реальная праведность России, ее единение в православии —
«духовном начале». В новейших рассказах и повестях Калинин вновь предстает строителем человеческой
души, доказывающим — в особенности в образах чудаков и детей — бесценность частной жизни, всегда
способной оставить в суровом, «страшном мире» неповторимый, удивительный след: цикл рассказов
«Пробуждение» (Новый мир. 2003. №8), рассказ «Сильнее жизни, сильнее смерти» (Москва. 2004. №2).
Как и прежде, одной из подкупающих черт Калинина-писателя остается пластическая свобода, энергия и
интонационное богатство его слова.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх