Каледин Сергей Евгеньевич
|
Другие персоны с фамилией Каледин
Другие персоны с именем Сергей Кто родился в этот день 28.08 Кто родился в этот год 1949 |
[28.8.1949, Москва]
— прозаик.
Родился в семье инженера. Воспитанием занималась мать, переводчица-тюрколог, впоследствии член СП.
В одном из интервью Каледин признавался: «Писателем я становиться не хотел. Я хотел быть ну не
столько хулиганом, сколько бездельником, может быть, слегка пьяницей, может быть, не слегка. Я был...
совсем бесшабашным. До такой степени, что меня исключили из девятого класса. В основном за прогулы»
(Седлецкий В.).
В 1967 окончил среднюю школу экстерном. Поступил в Московский институт связи, из которого ушел после
1-го курса (1968). Служил в армии (в Ангарске), в стройбате (1968-70), где за ослушание был переведен в
«исправительную часть»: «Если в обычной части сажать солдата в тюрьму считалось грехом для офицера,
то там, куда я попал, это была норма, там специально сажали как можно больше...» (Седлецкий В.).
В 1972-79 Каледин учился в Литературном институте им. Горького на отделении критики: «...мать...после
того как меня на филфак не взяли, поскольку я не был комсомольцем, определила в Литературный
институт, где одно время сама преподавала» (Тимофеева О.). Во время учебы работал могильщиком на
кладбище (1976), позже — сторожем и кочегаром в сельской церкви (1986-87). «Я пишу только то, что
прожил сам... Завидую тем, кто может что-то приврать. Мне все приходится брать из собственной
биографии. Работал могильщиком — появилось "Смиренное кладбище", был в армии — "Стройбат", работал
истопником и сторожем в деревенской церкви — "Поп и работник", подрабатывал монтажником и
плотником — "Шабашка Глеба Богдышева", у меня была любовь это "Куку", "Коридор" — история моей
семьи, "Тахана Мерказит" (на иврите: центральный автовокзал) — о том, как я ездил к сыну в Израиль и по
дурости "завез" туда своего соседа по даче — русского дядьку, антисемита, и что из этого получилось...»
(Багирова Т.).
В 1978 в качестве дипломной работы в Литературном институте Каледин представил повесть «Смиренное
кладбище» (впервые опубликованное в журнале «Новый мир». 1987. №5). Эта повесть стала дебютом
Каледин.
В том же 1987 вышла книга прозы «Коридор», куда вошел одноименный роман-хроника, а также повести
«Ку-ку», «Шабашка Глеба Богдышева» и др. Затем появляются повести «Стройбат» (Новый мир. 1989.
№4), «Поп и работник» (Новый мир. 1992. №11), «Тахана Мерказит» (Континент. 1996. №87).
Традиционно Каледин принято относить вместе с Л.Петрушевской, О.Ермаковым, М.Палей, О.Габышевым к
«натуральному» течению «другой прозы» (М.Липовецкий, Н.Лейдерман, Н.Иванова и др.), восходящему к
жанру классического физиологического очерка. Писатели-натуралисты последней четверти двадцатого
столетия, как и их предшественники, прежде всего осваивали «темные углы» жизни, описание которых
долгое время считалось запретным, исследовали психологию людей «дна» и, как правило,
воздерживались от оценок ужасающей обыденности и жестокости повседневных отношений,
ограничиваясь констатацией фактов.
Все эти особенности ярко проявились в повести «Смиренное кладбище», герой которой, кладбищенский
подсобник Лешка Воробей, мальчишкой убежал от мачехи и отца, жестоко избивавшего умирающую от
рака мать. Попал в колонию. После колонии долго скитался, в конце концов завел семью, пристроился
работать на кладбище, но все это не означало наступления эпохи хотя бы относительного благополучия.
Лешка пил, пила его жена, брат, пили друзья и подруги. После того, как, «набравшись до
бессознательного состояния, родной брат проломил Лехе череп, он почти перестал видеть и слышать».
Каледин скрупулезно собрал мельчайшие подробности существования своего героя: подробно описал
процесс рытья могил, установки памятников, сооружения цветников. Он создал картину мира, в котором
«отменены» нормы человеческого общежития и действуют свои особые законы. Так, бывший фронтовик в
этом мире совершенно спокойно может нацепить кладбищенский венок на бездомную собаку, а сам Леха не
менее хладнокровно ради собственной забавы заталкивает эту же собаку в печь.
Описывая эти ужасы, Каледин не морализирует. Он только намекает на существование едва уловимой
связи между страшной кладбищенской повседневностью и системой общественного бытия за оградой.
Описанная в повести ситуация однако не представляется абсолютно безысходной. Критика неоднократно
обращала внимание на символичность финальной сцены (в день своего 30-летия Лешка Воробей
взбирается на колокольню), усматривая в этом жесте героя пусть не осознанное, но стремление человека
«дна» подняться над «мерзостями» собственной жизни.
В повести «Стройбат» Каледин также обращается к запретному в доперестроечные времена материалу —
неуставным отношениям в армии, хотя открытие темы принадлежит В.Рыбакову («Тяжесть») и Ю.Полякову
(«Сто дней до приказа»).
Творческая индивидуальность Каледина выражается в склонности к изображению острейших социальных
конфликтов, во внимании к бытовым деталям и мельчайшим житейским подробностям, которые, с одной
стороны, непосредственно влияют на формирование психологии персонажей, а с другой — способствует
ее проявлению.
Стилистическая манера Каледина отличается почти абсолютной, поэтому не всегда художественной
оправданной свободой в использовании жаргонных лексических пластов.
Прозу Каледина называли «провокативной» и «бездуховной» (Е.Ознобкина), «остросоциальной, но почти
не претендующей на художественность» (В.Курицын), «чернухой» (А.Марченко), обвиняли в
«нарочитости», «грубости» и «вычурности» (В.Коробов). В.Быков, считая Каледина «остроконфликтным
автором», писал, что «правда жизненных отношений для него главнее всего» и что «правда эта у
Каледина, как правило, весьма горька, иногда до отвращения неприглядна... мы не привыкли к такой
шокирующей правдивости...».
Сам Каледин признавался: «Меня всегда привлекала жизнь, которая находится ниже ватерлинии. Это
давнишняя традиция в литературе — жизнь маленького человека ... Не то, что это сплошная бомжатина,
проститутье, бандиты. Просто незаметный серый человек, не умеющий о себе рассказать» (Седлецкий
В.).
Л.Аннинский называл Каледина «первооткрывателем, смелым разведчиком», заглянувшим «в такие углы,
в какие до него литераторы не рисковали соваться». Каледин нарушает «тематически табуированное
социально-историческое пространство» (Н.Иванова), изображая мир «дна», открывает для читателя
неизвестные стороны жизни. В его произведениях идет своеобразное «заигрывание со злом». Так, если
Каледин изображает стройбат, то не обычный: туда свозили «погань» («Стройбат»). Это армия с запахом
шаламовских лагерей, где то и дело прорывается довлатовское «ад — это мы сами». Каледин
признавался, что «если и прислушивался к чьим-то интонациям, то это Солженицын, Довлатов...»
(Багирова Т.).
Вик.Ерофеев писал: «В литературе, некогда пахнувшей цветами и сеном, возникают новые запахи — это
вонь». У Каледина читатель то и дело ощущает запахи старости, войны, трупов, а повесть «Стройбат»
начинается с того, как «Костя нагружал тачку отдолбленным дерьмом».
У Каледина преобладает интонация безнадежности, уверенность в отсутствии в жизни справедливости и
логики: «Не выводить дерьмо на чистую воду, а линять отсюда!» («На подлодке золотой»). В прозе
Каледина нет «подводных течений» и «метафизических планов», это непрерывная смена простых
бытовых ситуаций. В режиме быстрого действия мелькают черточки сегодняшней реальности. Таким
образом, создается своеобразная атмосфера недоговоренности. «Нам дана лишь возможность — увидеть
все со стороны. Случайную жизнь, переходящую на пленку случайного кинематографа» (Ознобкина Е.).
Все это дало Е.Ознобкиной основание назвать прозу Каледина «кинолитературой нашей жизни».
Проза Каледина колеблется между «"черным" отчаянием и вполне циничным равнодушием» (Ерофеев В.
Русские цветы зла // Русские цветы зла. М., 1998). В «Коридоре» Каледина встречаются очень
характерные для автора высказывания: «А Романа Михайловича нету дома. Романа Михайловича убили, на
днях»; «Мертвая девочка, рост 41 сантиметр, вес три сто, самочувствие удовлетворительное.
Следующий». Ирония Каледин граничит с черным юмором. Так, герой повести «На подлодке золотой»
сочиняет стихи: «Нет, весь я не умру и не просите» или «О смысле жизни: никакого смысла».
Герой Каледина — «маленький человек», но со сложным внутренним миром, для которого не совсем
обесценились такие понятия, как любовь, дружба и честь. Для героев «Стройбата» необыкновенно
важным оказывается понятие «земляк» (в повести — «земеля»): «...даже подумать страшно, как бы он мог
служить без земляка на КПП. Вон вчера Валеркин молодой на себе его волок, а ведь всех бухих Валерка
сперва сам отоваривает на КПП, а потом сдает на губу».
Каледин — приверженец эстетики эпатажа и шока. Жесткость письма — основной художественный
принцип его прозы. О стиле Каледина Л.Аннинский писал: «...тут горячка. Не "мазки", а "удары" или,
лучше сказать, "уколы" слов. "Уколы", от которых ткань вокруг и горит, и немеет. "Блокада" жаргонная, а
за ней — жаргон...». Так, в «Смиренном кладбище» сцены кладбищенского быта выписаны с такой
скурпулезностью и натуралистичностью, что производят эффект «шоковой терапии».
Однако Каледин постепенно выводит читателя из характерной для его ранней прозы «беспросветности» и
экзотичности. Уже «Коридор» Каледина — это «и ностальгия, и связь поколений, и вообще проход по
нашей коридорной жизни». Здесь «нет ничего суперэкзотического, нет армейской муштры или церковного
быта, нет многого из того, что я вкладывал в свои повести» (Багирова Т.). Последняя повесть Каледина
«Тахана Мерказит» — веселая и печальная. Здесь привычные калединские интонации окончательно
меняются, Каледин отходит от ужасов современной российской действительности, рассказывая о жизни
русских эмигрантов в Израиле.
Творчество Каледин невелико по объему: «Мне всегда хотелось написать как можно меньше страниц»,—
признавался писатель (Багирова Т. Непрофессионал), однако его произведения популярны и издавались на
английском, иврите, немецком, французском и других языках. Повесть «Смиренное кладбище»
экранизирована (1989, реж. А.Итыгилов), а по «Стройбату» в 1990 режиссер Л.Додин в Ленинградском
Малом драматическом театре поставил спектакль «Гаудеамус».
Каледин был членом исполкома Русского ПЕН-центра (1989-94).
В настоящее время живет и работает в Москве.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх