Калинин Анатолий Вениаминович
|
Другие персоны с фамилией Калинин
Другие персоны с именем Анатолий Кто родился в этот день 22.08 Кто родился в этот год 1916 |
[9(22).8.1916, ст. Каменская-на-Дону Области Войска Донского]
— прозаик, поэт.
Родился в семье учителей. В годы Гражданской войны отец был членом волостного революционного
комитета, участвовал в реквизиции имущества у богатых, налаживал занятия в школах. В раннем детстве
мальчик стал свидетелем нападения бандитов на их дом, выручила мать, первая выстрелившая из нагана.
Места проживания семьи, всегда связанные с донской землей, обусловили близкое знакомство с бытовым
укладом и культурой казачества. Позже Калинин вспоминал: «Если то, что обычно принято называть
творчеством, начинается с поиска... гармонии музыки жизни с музыкой слова, то где же впервые и можно
было вслушаться в эту гармонию, как не в казачьей песне». Впечатления раннего детства и стиль жизни
семьи определили активную жизненную позицию Калинина.
В 12-13 лет Калинин организовал пионерский отряд и стал первым его председателем, писал тексты для
отрядной газеты. 16-летний Калинин сотрудничал в новочеркасской районной газете «Знамя Коммуны».
Первые художественные публикации (стихи и рассказы) состоялись в краевой газете «Молот», но
писатель впоследствии назвал их «плохими и поверхностными».
В 1935 Калинина как способного журналиста пригласили на работу в «Комсомольскую правду». Он был
собственным корреспондентом в Армении, Кабардино-Балкарии, на Украине, на Дону. В 1938-39 работает
над первым романом «Курганы». А.Серафимович, прочитав его, сказал Калинин: «Ну, здравствуй, молодой
Шолохов!» Ориентация на знаменитого земляка была очевидна. Отдельной книгой роман был напечатан в
Ростове-на-Дону в 1941.
В 1939 Калинин работает военкором на финском фронте. По заданию редакции берет интервью у
М.Шолохова. Неохотно раскрывая финальный замысел «Тихого Дона», которым так интересовался
Калинин, в свою очередь Шолохов озабоченно расспрашивал о фронтовых делах. Знакомству суждено
было продлиться на долгие годы.
В 1941 Калинин вступает в Коммунистическую партию. В сент. 1941 командируется на Южный фронт как
специальный военный корреспондент «Комсомольской правды». Работал Калинин очень плодотворно в
разных жанрах: репортаж, очерк, путевые заметки, портрет. Впервые характерный калининский стиль
проявился в очерке «Искры над Грозным» (окт. 1942), повествующем о кровопролитных боях под
стратегически важным для немцев нефтяным редутом, лишь после взятия которого они должны были
развернуть генеральное наступление на Сталинград.
Большую часть своего фронтового пути Калинин прошел вместе с Донским 5-м гвардейским кавалерийским
корпусом. Многие герои Калинина впоследствии окажутся так или иначе причастными к этому фронтовому
братству.
В 1944 он пишет роман «На юге». В основу романа легли боевые действия, в которых принимал участие
казачий корпус. Воинской дружбе посвящен роман «Товарищи» (1945).
В 1946 — переезд Калинина в хутор Пухляковский, работа над злободневными сельскохозяйственными
очерками («На среднем уровне», «Лунные ночи», «Неумирающие корни», «В тылу отстающего колхоза»,
«Братья» и др.). Художественный мир Калинина постепенно заселяется его земляками, порой с реальными
фамилиями, их судьбы вплетаются в военную тему. Так, в романе «Красное знамя» (1951), главными
героями которого являются казаки, разворачивается широкая панорама военных действий на Южном
фронте, жизни на оккупированных территориях, в лагере военнопленных. Последнее переиздание
произведения состоялось в 1954.
Проникнут нравственной тревогой роман Калинина «Суровое поле» (1958), органично соединяющий в
своей композиции различные временные и пространственные пласты. Современность сочетается с
военными ретроспекциями. Среди знакомых уже военных и деревенских персонажей живет писатель
Михайлов, чье восприятие и воображение берет на себя сюжетообразующую функцию (прием сродни
леоновскому в романе «Вор» — образ писателя Фирсова). Среди многочисленных положительных откликов
о романе резко прозвучало осуждение Калинина за «моральную реабилитацию власовщины» в той части
романа, где писатель сделал попытку дифференцированно подойти к проблеме вины военнопленных
(выступление С.Злобина в журнале «Новый мир». 1959. №3).
В 1962 опубликован роман «Запретная зона», где писатель продолжает развивать тему о доверии к
человеку, в данном случае — к заключенному.
В 1963 увидела свет повесть «Эхо войны». Калинин исследует феномен предательства и, как в
евангельском сказании, главной причиной этого зла называет своекорыстие, желание сохранить и
приумножить свое богатство любым способом, даже ценой предательства. Варвара Табунщикова выдает
немцам раненого солдата. Спустя годы после войны настигает Варвару возмездие за совершенный грех —
она не выдерживает взгляда матери солдата, погибшего по ее вине, и падает, сраженная параличом.
Казалось бы, этот эпизод мог бы стать эффектным концом повести, но Калинин продолжает повествование
и рассказывает о том, как тяжело пришлось дочери Варвары — ухаживать за парализованной матерью,
выполняя дочерний долг, и сносить при этом попреки окружающих (в первую очередь мужа) за то, что
обихаживает «волчицу». Такая разомкнутость сюжета, размытость окончания оказывается сродни мифу.
Преимуществами «разомкнутого» сюжета воспользуется Калинин в серии повестей «Цыган» (1-я ч.— 1961,
2-я - 1968, 3-я — 1969, 4-я — 1974; отдельным изданием — 1975). Фабульные корни этого произведения
традиционно для Калинина уходят в военное время, которое во многом предрешает происходящие спустя
годы события в жизни героев. Самым ярким достижением романа можно считать запоминающиеся образы
главных героев — красивой, исполненной чувства собственного достоинства русской крестьянки Клавдии
и благородного, не лишенного романтических черт цыгана Будулая. Высокий накал их зрелой, но
трепетной любви делает убедительными самые невероятные хитросплетения сюжета. По 1-й части
романа в 1967 был создан художественный фильм «Цыган» (реж. и исполнитель роли Будулая —
Е.С.Матвеев). Еще больший зрительский успех имела телевизионная многосерийная версия романа,
вышедшая в 1979 под тем же названием (в главных ролях — М.Волонтир и К.Лучко).
Роман «Гремите, колокола!» (1966-67) сюжетно и системой персонажей связан с романом «Запретная зона».
В повести «Возврата нет» (1971) невероятные по драматическому накалу события заполняют судьбу
по-настоящему красивой внешне и внутренне Антонины Кашириной, женщины, которой выпало пронести
на своих плечах нелегкий груз жизни.
Повести «Эхо войны» и «Возврата нет» были удостоены Государственной премии РСФСР за 1973.
В разные годы Калинин написал ряд статей о М.Шолохове, многие из них вошли в сборнике Калинина
«Вешенское лето» (1975).
В произведениях Калинина на первый план всегда выходит нравственный мир человека; писатель
подчеркивает: «...помимо внешней стороны жизни людей существует таинственно-прекрасная сторона их
жизни, скрытая от беглого взгляда. Она-то и есть их главная жизнь» (Карпова В.— С.37).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх