AZ-libr.ру

информационный портал





Казин Василий Васильевич
[06.08.1898-01.10.1981]

  Другие персоны с фамилией Казин
Другие персоны с именем Василий
Кто родился в этот день 06.08
Кто родился в этот год 1898

       [25.7(6.8).1898, Москва — 1.10.1981, Москва]
       — поэт.
       Отец — ремесленник, выходец из крестьян, занимался устройством колодцев, в советское время работал водопроводчиком. Начальное образование Казин получил в Лефортовском училище, а затем был принят в частное реальное училище Игнатьева.
       В 1918, окончив его, участвовал в организации Союза рабочей молодежи «III Интернационал», работал секретарем Бауманского райкома комсомола. Одновременно посещал литературную студию Пролеткульта (1918-20). Писать стихи начал еще в реальном училище. Первое стихотворение — «У пруда» — было опубликовано в 1914 в газете «Копейка». Регулярно печататься Казин начал в 1918-19. Чаще всего его стихи появлялись в изданиях московского Пролеткульта — журналах «Гудки» и «Творчество». Молодой автор пробует себя в разных жанрах. Так, в конце 1917 в «Известиях» появился рассказ Казин «Любовь Сережи Купавина», а в одном только номере (1919. №2) еженедельника «Гудки» были напечатаны его знаменитое стих. «Каменщик», посвященное В.Александровскому, статья «Эстетическое воспитание масс», юмореска «Чрезвычайное собрание», рецензия на сборник самарского Пролеткульта и стихотворная пародия.
       В 1920 из-за идейно-творческих разногласий с руководством Пролеткульта вместе с группой поэтов (В.Александровским, М.Герасимовым, В.Кирилловым, Н.Полетаевым и др.) Казин выходит из студии и становится одним из создателей Общества пролетарских писателей «Кузница» со своим журналом того же названия.
       В начале 1920-х Казин публикуется в основном в этом издании, а также в массовом журнале «Красная новь». Первая книга стихов «Рабочий май» (1922) и поэма «Лисья шуба и любовь» (1926) создали ему славу одного из лучших пролетарских поэтов. О Казине писали В.Брюсов, М.Горький, М.Волошин, Н.Асеев, А.Луначарский, а также критики разных направлений.
       Одним из первых внимание критики привлекло стих. «Небесный завод». В нем отмечали свежесть образов и поэтическую точность при минимуме средств (гудок — «пыльным голосом зовет»). Вместе с тем в критических откликах на ранние стихи Казина заметна тенденция удержать молодого поэта от типично пролеткультовских мотивов «космизма» и «панколлективизма», ибо это, по словам А.Воронского, может привести к «пассивной созерцательности». Однако именно стремлением к преодолению «радикальных» черт пролеткультовской эстетики, в частности, программной космической, «вселенской» символики, абстрактности было отмечено движение поэтического мира Казина в 1920-е. И большинство критиков; в т.ч. и А.Воронский, говорили об иных качествах его произведений, выделявших его среди молодых поэтов. Это прежде всего «вкус к слову», понимание природы образа, «острота своего восприятия мира». По мнению Воронского, Казин — поэт, «отмеченный большим и радостным талантом». (О группе писателей «Кузница» // Красная новь. 1923. №4). Н.Асеев указывал на «хорошую ритмическую школу» Казин, особое, новое «осязание» жизни. По словам поэта, в стихах Казина «пахнет свежими стружками и здоровым потом труда» (Асеев Н. Василий Казин. «Рабочий май» // Красная новь. 1922. №3.).
       Большой потенциал молодого поэта одним из первых увидел А.Луначарский, по чьей инициативе был издан сборник «Рабочий май». Критик обратил внимание на самобытность звучания стихов Казин, интерпретирующих «в соответствии с внутренним ритмом своего чувства» метрику классической поэзии (Луначарский А. Неизданные материалы. ЛН. М., 1970. Т.82). Многие критики указывали на связь стихов Казин с русской классикой и поэзией начала XX в., называя его то «пролетарским Тютчевым», то «городским Есениным», что дало повод Ю.Тынянову упрекнуть поэта в эклектизме: «Он вовлек в ассортимент традиций и Бальмонта <...>, и молодого Блока <...>, и Маяковского». Однако очевидная подражательность, писал Тынянов, выкупается у Казина «наивной, а потому ценной эмоцией» (Тынянов Ю. Промежуток // Русский современник. 1924. №4). Сам же Казин говорил о серьезном влиянии Андрея Белого, читавшего студийцам Пролеткульта курс стихосложения: «Его энтузиазм вдохновлял, зажигал <...>. (Он) заставлял вслушиваться в звукозапись. <...> Ему, Андрею Белому, обязан я своим: "Живей, рубанок, шибче шаркай..."» (Лит. Россия. 1983. 4 нояб.).
       В ранних стихах Казина идет речь о счастье в труде. Поэт не просто воспевал труд, он выражал богатые чувства, возникавшие в его процессе. Вдохновенный созидательный труд у Казина открывает человеку жизнь в ее широком понимании. Его герой — ремесленник, работает умело, любит и знает свое дело, наделен самочувствием оптимиста, но при этом стихи лишены внешней патетики. Радостное мироощущение хозяина жизни передает обилие солнечного света, «малиновое сердцебиение», признаки весеннего пробуждения городской природы («Как громко по трубе капель / Постукивает молоточком»). Лирический герой Казина счастлив своей причастностью к обновлению мира. Брюсовскому каменщику «в фартуке белом», мрачно строившему тюрьму, Казин противопоставляет свободного труженика, чей «фартук красную песню / Потемкам поет о кирпичах».
       Стихи Казин хранят теплоту и запахи мастерской, говорок рабочего-умельца. Мироощущение лирического героя обусловлено вполне конкретными социальными обстоятельствами («Мой отец простой водопроводчик, / Ну а мне судьба судила петь...»). Тема ремесла, связь с природой и деревенской жизнью сообщала стихам Казина особенное звучание в сравнении с произведениями др. пролетарских авторов. В поэме «Лисья шуба и любовь» (1926) противопоставлены идеалы строителей социализма и мещанские ценности мелкобуржуазной среды периода нэпа («небо и подвал»), истинное чувство и корысть. Но главное в поэме — раздумья о судьбах мира, о жизни, «громадине разноглазой». Ранний период творчества Казина завершила третья книга стихов — «Признания» (1928). Имя его утвердилось в статьях по истории советской поэзии, стихи включались в школьную программу. Критики отмечали сложившийся стиль поэта, говорили о «манере Козина», указывая иногда и на срывы в форме, на излишнюю риторику, заменявшую подлинное чувство или конкретные социальные реалии. Так, в «Беломорской поэме» (первоначальное название «Бандит»), вышедшей в 1934, Казин пытается убедить читателя в целительной силе труда, даже если он принудительный.
       После выхода в 1937 книги «Стихотворения» Казин долгое время почти не печатался. Как и прежде, в эти годы он активно занимается литературно-издательской и административной работой, сотрудничает с «Комсомольской правдой», «Красной нивой», «Красной новью», издательством «Молодая гвардия».
       С 1931 по 1940 Казин — редактор Гослитиздата. Его стихи лишь изредка появлялись в периодике, включались в антологии. Сила голоса вернулась к поэту в 1950-е. Новое признание он получил благодаря поэме «Великий почин» (1954), в которой прославляется введение коммунистических субботников, изображается и сам Ленин. После долгого перерыва одна за другой выходят книги его стихов. В поздней лирике поэт обращается к своим прежним темам («Но ко мне тот стих возвращается, / Что когда-то я пел о труде, о стране»), пишет о любви, отзывается на главные события эпохи. Наиболее интересны в поздней лирике Казина такие стихи, как «Возвращение» (1953), «На могиле матери» (1954), «Голуби» (1954), «Космонавту №1», «Космонавту №2» (1962), «Волшебство» (1971) и др. Произведения зрелого Казина «достойны его прежних стихов. <...> Это лирика страстная, беспокойная, философская» (Озеров Л. Василий Казин и его поэзия // Казин В. Избранное. М., 1978).

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 16:49:40 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"