Казанцев Василий Иванович
|
Другие персоны с фамилией Казанцев
Другие персоны с именем Василий Кто родился в этот день 05.02 Кто родился в этот год 1935 |
[5.2.1935, д.Таскино Чаинского р-на Томской обл.]
— поэт.
Родился в крестьянской семье, окончил Томский университет. Печатается с 1957.
В 1962 в Томске вышел первый сборник стихов «В глазах моих небо», вслед за которым в Новосибирске
(Западно-Сибирское книжное издательство) выходят другие: «Лирика» (1962), «Прикосновение» (1966),
«Поляны света» (1968), «Равновесие» (1970), «Стихи» (1971). Затем книги его стихов издаются в основном
в Москве: «Дочь» (1969), «Русло» (1969), «Прощание с первой любовью» (1971), «Талина» (1974), «Порыв»
(1977), «Дар» (1978), «Выше радости, выше печали» (1980; составитель и автор предисл. В.Кожинов),
«Свободный полет» (1983), «Рожь» (1983), «Прекрасное дитя» (1988), «Стихотворения» (1990).
Формирование творческой индивидуальности Казанцев происходило в ситуации, когда вслед за «громкой
поэзией» времен хрущевской «оттепели» (Евтушенко, Вознесенский, Р.Рождественский и др.) пришла
«тихая лирика» времен брежневского застоя (Н.Рубцов, В.Соколов, А.Жигулин, Б.Ахмадулина, А.Кушнер и
др.), сосредоточенная, в отличие от «громкой поэзии», не на гражданской, социально-исторической
проблематике, а на жизни человеческой души, на лирических переживаниях и размышлениях поэтов,
связанных с «вечными» темами любви, природы и искусства. В связи с пристальным вниманием «тихих
лириков» к «вечным» темам у них обостряется интерес к традициям интимной и медитативной лирики
А.Пушкина, Е.Баратынского, Ф.Тютчева, А.Фета, А.Ахматовой, Б.Пастернака и др. классиков.
В лирике Казанцев особенно ощутимы традиции Тютчева, связанные с проблематикой «двойного бытия»
человеческой души: дневной и ночной. Не рефлексируя особенно по поводу «ночной» жизни своей души и
своего сознания, Казанцев, в отличие от других продолжателей тютчевских традиций,
сосредоточивается на ее порыве к свободе и свету, который определяет вектор духовного роста поэта
как личности. В этом отношении знаменательно название книги стихов «Порыв» (1977), в которой поэт
готовится к душевному порыву к «двуединой высоте», но одновременно и сдерживает себя, боясь
нарушить напряженное душевное равновесие и оторваться от предметной, чувственной реальности
жизни, «грубой вещности земной». Его душа, земной «мир впивая», душа, «в плоть обернутая», постоянно
тоскует «о небе чистом и высоком», «мысль озаренная взлетает к высоким облакам». В его лирике
«безраздельный царит, владычествует свет».
Однако даже при безраздельном владычестве свет в стихах Казанцев, в отличие, например, от стихов
Рубцова, обычно неподвижен, бесплотен, не обладает музыкальной текучестью, не мерцает и не
струится, не сливается непосредственно со звуками. Переход от неподвижного, застывшего света, даже
если он резок и внезапен, к звукам, означающим, как правило, тревогу, приближение мрака, нарушение
тишины, чаще всего скрыт, подспуден. Только в «тютчевских» стихах Казанцева эта скрытность
несколько обнажается и, как во время приближающейся грозы, «меж блеском и гулом все меньше пробел».
В стихотворении «Прыжок в высоту» Казанцев пишет о том, как человек, готовый превратиться в порыв,
«глядит совсем не ввысь», а «внутрь себя»: «Там, внутри, стена барьера. / Вставшая — перебори! — /
ввысь отвесная. И мера / выси этой — там, внутри». Поэт очень хорошо чувствует этот внутренний
барьер. Желая с маху взять высоту, Казанцев неизменно сдерживает и смиряет себя. Он хотел бы
остаться самим собой, не браться за то, для чего еще не созрела душа; он все чаще казнит себя за
нерешительность. Говоря о «дальнем свете», признается: «Но втайне плачу и рыдаю, / что — мимо, мимо
пролетаю. / И — проклинаю. И — виню. / Не вас, суровых, укоряю: / себя, не смевшего, казню». В
результате такого недовольства собой, своим душевным равновесием поэт говорит, что он начинает «к
бунту чувствовать причастность», его душа становится подобной «спящей грозе» и как «безбоязненная
птица / под гудящий, зычный гром / жаждет, гордая, сшибиться/с грозным ветром и огнем».
В лирическом пространстве души Казанцев становится ощутимее движение времени, в созерцании
созревают импульсы к деянию, действию, поступкам, свет рождает музыку. Интересно, что у Казанцев
раньше звук связывался с памятью, с прошлым, в частности, с памятью о войне («Забытого голоса звук»,
«Как неожиданность, как лета / глухая память — редкий звук»), а свет — с настоящим и будущим. Теперь
в его стихах свет и звуки, сложно взаимодействуя между собой, все больше используются для того, чтобы
выразить связь лирического пространства с движением времени. Внутреннее ощущение необходимости
порыва и прорыва за те границы, которые уже определились в лирике поэта, хотя несколько и
притормаживаются в книге «Дар» (1978), но не сходят на нет и продолжают играть активную роль в
постижении «двуединой высоты».
Долгое время назревавший порыв Казанцев к «двуединой высоте» получил свою весьма ощутимую
реализацию в книге «Стихотворения» (1990), значительную часть которой составила гражданская
лирика, написанная в годы горбачевской перестройки. Обретение политической свободы и исчезновение
былого страха перед властью способствовали внутреннему раскрепощению Казанцева, расширению
тематического диапазона его лирики (стихи о природе и любви, размышления о жизни собственной души
существенно дополнились размышлениями о недавнем тоталитарном прошлом и о русской истории),
усложнению и углублению восприятия им внешнего и особенно своего внутреннего мира. Художественное
мировосприятие Казанцев становится диалогичным (его стихи строятся теперь чаще всего как диалоги с
самим собой или с воображаемым собеседником) и нередко парадоксальным, он теперь отчетливее видит
несовпадение и противоречие между идеалами и действительностью, светом и тьмой, свободой и
необходимостью, добром и злом, остро чувствует иронию истории («Есть дерзновенные теории. / И есть
высокий идеал. / И есть ирония истории, / Как классик некогда сказал. / Достиг, чего достичь надеялся, /
Чего не смог достичь никто. / А огляделся и примерился — / Совсем, совсем, совсем не то»). Одновременно
с углублением и усложнением нравственных и историко-философских размышлений Казанцева его лирика
приобретает назидательные и отчасти рассудочные оттенки.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх