Казакова Римма Фёдоровна
|
Другие персоны с фамилией Казакова
Другие персоны с именем Римма Кто родился в этот день 27.01 Кто родился в этот год 1932 |
[27.1.1932, Севастополь]
— поэт.
Дочь военнослужащего. Детство прошло под Полоцком, в Белоруссии.
В 1937 семья переехала в Ленинград. Окончила исторический факультет ЛГУ (1954), была направлена в
Хабаровск, где работала лектором Дома офицеров, редактором и ассистентом режиссера Дальневосточной
студии кинохроники. Печатается с 1955. Первый сборник стихов «Встретимся на Востоке» (1958) вышел в
Хабаровске. Сама Казакова находит «наивное обаяние в беспомощности и бесхитростной прямолинейности
первых строк» («Путь к себе...» // Избранные произведения: в 2 т. Т.1. С.3). Для Казакова той поры были
характерны, например, такие декларации: «Поэзия — мужичье дело, / Воловий труд, соленый пот. / Зачем
же Орлеанской девой / В поэты девочка идет? / И по-ребячьи косолапа, / Прозренья тайного полна, / Уже
примеривает латы, / Уже решается она» (из книги «Там, где ты», 1960).
С 1960 Казакова — в Москве. Окончила Высшие литературные курсы. В книгах стихотворений «Пятницы»
(1965), «Елки зеленые» (1969), «Помню» (1974) многое навеяно поездками по стране, «романтикой
трудного края» (далекого тихоокеанского побережья и «бездонных лесов» Сибири) и «восхитительным,
самым <...> дорогим», по признанию К., «чувством большой работы» («Путь к себе...». С.4). Лирическая
героиня Казаковой испытывает свою причастность к суровой жизни моряков и охотников, рыбаков и
строителей. В лирике Казаковой нравственный максимализм, сознание ответственности человека перед
каждым прожитым днем, перед согражданами, перед самим собой сочетаются с муками, сомнениями
незащищенной и одновременно отважной женской души («Это выдумка — избыток, / Запасные ходы —
ложь! / Жизнь не спорт, и не с попыток — Сразу набело живешь» (Набело. М., 1977.С.З).
В книгах «Набело» (1977), «Страна Любовь» (1980), «Пробный камень» (1982), «Сойди с холма» (1984) и
других выделяется главная тема поэзии Казаковой — «мужчина и женщина... Даже тогда, когда она
пишет о Родине»; в стихах Казаковой проявляется «талант открытой доброжелательности, глубокой
искренности... отвага не побояться быть слабой, не защищенной ни формой, ни существом своего стиха»
(Сидоров Е. О Римме Казаковой // Наугад. С.5).
Книга стихотворений «Наугад» подытоживает сделанное за многие годы и обозначает новые лирические
рубежи, которые стремится взять Казакова («Храни меня, прошедшая любовь, / Во благо обрати мой
горький опыт...»): «над пеплом любви» надо во что бы то ни стало сберечь душевное тепло, над разбитым
корытом — научиться жить дальше полной жизнью. Как и многим поэтам ее поколения, Казаковой трудно
примениться к дню сегодняшнему, но, может быть, применяться-то и не надо? («Законы выживания — /
Законы выжигания / Живой души огнем и златом ада. /А коль не так — что станется? / Жизнь, странница,
изгнанница / Страшит! Зато на сердце — все, как надо»). Душа не может смириться с преступлениями
против человечности («Только б не пролиться крови!»), с нравственной неразборчивостью («...Нет, не все
продается!») и сознает свою вину, учится прощать.
К. много переводила поэтов Армении, Узбекистана, Балкарии, Казахстана, Украины, Азербайджана,
Словакии и др. Часто выступает с публицистическими статьями и статьями о поэзии.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх