Кавелин Константин Дмитриевич
|
Другие персоны с фамилией Кавелин
Другие персоны с именем Константин Кто родился в этот день 16.11 Кто родился в этот год 1818 |
- публицист, историк, правовед и философ.
Род. в Петербурге, в дворянской семье.
В 1823-1829 жил в Рязани, затем в Москве. Первоначальное образование получил дома.
Учился в Московском университете (1835-1839), поступил на историко-филологический факультет, но вскоре перешел на юридический факультет, где слушал лекции П.Г.Редкина и Н.И.Крылова - последователя Гегеля. Посещал университетские кружки. Познакомился с П.Я.Чаадаевым и М.Ф.Орловым. После защиты в 1844 магистерской диссертации оставлен при кафедре истории русского законодательства Московского университета.
Познакомился с П.В. и И.В.Киреевскими, А.С.Хомяковым, Ю.Ф.Самариным и Д.А.Валуевым. Испытал сильное влияние славянофильских идей. Впоследствии полемизировал с ними, оспаривая установки на крепость общинного начала и православной веры русского народа и их первозначимость для социального и культурного развития России. Это послужило одним из оснований для зачисления его в дальнейшем в выразители концепции западничества. Позднее он решительно поддерживал и развивал идеи, выдвинутые по преимуществу мыслителями славянофильского круга.
В статьях 1846-1847 сформулировал основы госсударственного (историко-юридического) направления ("государственной школы") в русской историографии.
В 1848 переехал в Петербург. Профессор Петербургского университета (1857-1861); профессор гражданского права, а вскоре и философии права. Сдружился с Чернышевским и Добролюбовым.
Умер в Петербурге.
В 60-е гг. Кавелин разделял позиции позитивизма. В.В.Зеньковский относит Кавелина к "полупозитивизму" (см.: 3. "ИРФ". С.151-155). Э.Л.Радлов отмечает, что к 70-м гг. К. перешел от юридических наук к изучению философии. "Значение философских трудов Кавелина,- пишет он,- заключается в том, что они, во все время господства позитивизма, указали на истинную природу психических и этических явлений.
Кавелин был один из первых в России, усмотревших слабость позитивизма и необходимость метафизического построения" (Философский словарь. М., 1913. С.279). Кавелин считал, что цель цивилизации - в умственном и нравственном развитии отдельной личности. В этике Кавелин провозгласил христианскую мораль завершением нравственного развития человечества, а христианскую любовь к ближнему - высшим нравственным законом. Один из основателей так называемой историко-юридической государственной школы, Кавелин, подобно Чичерину, рассматривал русский исторический процесс как мирную эволюцию от родовых семейных отношений к вотчинным, а затем и к государство.
По политическим взглядам Кавелин - виднейший деятель русского либерализма 50-60-х гг. XIX в. В период подготовки крестьянской реформы 1861 Кавелин предлагал освобождение крестьян с землей на основах выкупа с правительственной субсидией помещикам. Обосновывал концепцию мирного, постепенного, строго легального развития общества, отрицал неизбежность революционных переворотов.
В 1862-1864 находился за границей, где изучал систему преподавания в университетах.
С 1878 занимал кафедру гражданского права в Военно-юридическую академию.
В 1883 был президентом Военно-экономического общества.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх