Исаева Наталия Васильевна
|
Другие персоны с фамилией Исаева
Другие персоны с именем Наталия Кто родился в этот день 17.09 Кто родился в этот год 1954 |
- специалист по истории философии, истории религии, индийской культуре и эстетике; переводчик; доктор философских наук, ведущий научный сотрудник
Род. в Кишиневе.
В 1976 закончила философский факультет МГУ, в 1979 - аспирантуру Института востоковедения РАН.
В 1981 защитила кандидатскую диссертацию на тему "Концепция индивидуальной души (джива) в Комментарии Шанкары на "Брахма-сутры" Бадараяны",
в 1998 - докторская диссертация: "От ранней веданты к кашмирскому шиваизму: Гаудапада, Бхарт-рихари, Абхинавагупта".
С 1980 работала в Отделе истории и культуры Древнего Востока Института Востоковедения РАН;
в настоящее время - ведущий научный сотрудник.
Помимо преподавания в Москве, выступала с лекциями по индийской философии (в основном, по традиции веданты) в университетах США, Великобритании, Канады и других стран.
Область научных интересов: история индийской философии и эстетики (преимущественно в рамках системы веданта); индийская философия языка; теология веданты; теология С.Кьеркегора.
В работах по истории индийской философии и религии Исаева занималась прежде всего адвайта-ведантой Шанкары. В центре внимания здесь оказалась проблема чистого сознания (Атмана), причем исследовалась возможность приближения к этой основе мышления и опыта как с точки зрения апофатической теологии, так и путем описательных средств теологии катафатической. Тем самым вопрос об абсолютном Атмане в адвайте вводится в круг общефилософской традиции рассмотрения чистого сознания (от Майстера Экхарта до Гуссерля).
В дальнейшем Исаева рассматривает эволюцию ведантистского представления об Атмане в более широком контексте: от идей ранней веданты до эстетических концепций кашмирского шиваизма. Здесь представление об основе бытия и мышления трансформируется в образ Божественного начала, тождественного Речи.
По мнению Исаева, подобный подход находит себе параллели в восточно-христианских идеях о божественных "энергиях" или "именах" (см. прямые параллели с теологией исихастов, а в дальнейшем и с учением православных "имяславцев"). Наконец, образ божественных "энергий", создающих онтологическую и смысловую "сетку" мира, прямо подводит к представлению о Божественной любви, что косвенно подтверждается мистико-эротическими построениями кашмирцев (Утпаладева, Абхинавагупта). Тогда и чисто эстетические идеи кашмирского шиваизма уже не оказываются на периферии их творчества, но получают себе онтологическое и даже теологическое обоснование.
В отличие от других исследователей, Исаева, например, рассматривает понятие "раса" в индийской эстетике не просто как "вкус" или "эстетическое наслаждение", но как онтологическая страсть, находящую себе выражение в любом акте творчества (от творения мира до создания произведения искусства) и - соответственно - акте творч. восприятия (будь то обретение единства с Божественным началом или момент катарсиса, превращающий зрителя в "со-сердечного", равноправного участника зрелища). И. показывает, что в учениях кашмирского шиваизма момент "узнавания" себя Богом равнозначен катарсической вспышке, соединяющей художника и зрителя, творение же мира по существу равнозначно внезапному проявлению смысла художеств, произведения.
В 1993-1994 - научный сотрудник (Spalding Visiting Fellow), Вульфсон Колледж, Оксфорд, Великобритания. Исаева перевела с датского (совм. с С.А.Исаевым) книгу Серена Кьеркегора "Страх и трепет" (издана в России в 1993 г., 2-е изд. - 1998).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх