Ипатов Алексей Николаевич
|
Другие персоны с фамилией Ипатов
Другие персоны с именем Алексей Кто родился в этот день 19.11 Кто родился в этот год 1927 |
- специалист по социальной философии; доктор философских наук, профессор
Род. в д.Береговая Кабанского р-на (Республика Бурятия).
В 1944-1951 проходил воинскую службу на Тихоокеанском флоте. После демобилизации работал (с 1951 по 1961) в системе профтехобразования.
С 1961 по 1970 - в Оренбургском обкоме КПСС (в качестве консультанта, лектора, руководителя лекторской группы).
Окончил в 1961 философский факультет МГУ (заочное отделение).
В 1971 - аспирант АОН.
С 1971 по 1979 - старший научный сотрудник этой Академии.
С 1979 по 1985 - член Совета - отвенный секретарь Совета по делам религий при Совете Министров СССР.
С 1985 по 1997 заведующий кафедрой социальных и гуманитарных наук Московского государственного индустриального университета.
С 1997 - профессор этого университета.
Докторская диссертация - "Этноконфессиональная общность как социальное явление (проблема взаимодействия религии и этноса)" (1981).
В опубликованных работах большое место отводится теории этноконфессиональной общности. Этой концепции присуща двуединая основа в виде конфессиональной и светской организаций, обладающих как особенными, так и общими связями. Раскрываются важнейшие предпосылки и условия формирования этноконфессиональных общностей, к которым относятся процессы миграции участников религиозно-общественных движений против господства феодалов; этнообразующее влияние религии, эндогамная обособленность, сельский локальный образ поселения в иноязычной и иноконфессиональной среде и другие. Определяющей основой образования этноконфессиональных общностей являлись буржуазно-экономические отношения, возникшие в поселениях, которые охватывались этими общностями, развитие их неминуемо вызывало классовое расслоение, порождавшее своеобразные социального движения, внутри этих общностей возникали сектантские новообразования. Выявлены основные тенденции формирования социальных связей между религией и этническими общностями, перерастающие, как это имело место в условиях феодализма, в процесс образования этноконфессиональных общностей. Основные тенденции проявились в сфере взаимодействия конфессиональной и этнической специфики.
В публикациях Ипатова получила дальнейшую разработку концепция этноконфессиональной культуры как продукта переплетения вероучительных, культовых особенностей какого-либо вероисповедного направления с этнической спецификой, т.е. с особенностями традиционных видов материальной и духовной культуры, присущих определенному народу. Концепция этноконфессиональной культуры разрабатывалась на факте многовекового взаимодействия православия и русского этноса. В ходе этого процесса происходила христианизация восточно-славянского язычества и народная переработка православия, приспосабливавшая его к своим культурно-бытовым особенностям. Эти две тенденции, по мнению Ипатова, привели к обрусению православия, а, с другой стороны, стали одним из этнообразующих факторов формирования русского этноса. Проблема этноконфессиональной общности рассмотрена на примере меннонитов, духоборцев, гуттерцев, бухтарминских старообрядцев, существовавших в России в течение ряда веков.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх