Иоффе Абрам Моисеевич
|
Другие персоны с фамилией Иоффе
Другие персоны с именем Абрам Кто родился в этот день 16.06 Кто родился в этот год 1881 |
В 1908 окончил философский факультет Бернского университета.
С 1903 - социал-демократ, в 1907-1917 - меньшевик.
После Октябрьской революции порвал с меньшевиками.
С 1928 член ВКП(б).
Занимался преподавательской деятельностью в Коммунистическом университете им. Я.М.Свердлова, институте Красной профессуры. Работал в институте К.Маркса и Ф.Энгельса.
Директор Института философии (с 1924 по 1931).
В 1926-1930 - ответственный редактор журнала "ПЗМ".
Академик АН СССР (1929), член президиума АН СССР (1935-1945).
Философские взгляды Деборин формировались под сильным воздействием диалектических идей Гегеля и социально-политеского учения К.Маркса. Деборин обосновывал необходимость содержательно-предметного анализа диалектики. Считал, что диалектический метод представляет собой философскую теорию, описывающую процессы внутренне-противоречивого развития, подчеркивая имманентность диалектики природным и историческим явлениям. История философии в целом понималась Д. ортодоксально, как борьба материалистических и идеалистической линий. В ряде работ ("Ленин как мыслитель", 1926, и др.) считал Ленина философским учеником Г.В.Плеханова, за что впоследствии, в начале 30-х гг., подвергался критике за "недооценку" ленинского этапа в развитии марксистской философии. В дискуссии 20-х гг. по проблеме соотношения материалистической философии и естествознания Деборина и его сторонников называли "диалектико-формалистами".
Деборин придерживался мнения, что диалектические законы подлежат внедрению в естествознание, а сама марксистская философия по способам развития своего содержания является дедуктивной наукой. Вопрос о возможности сведения химии и биологии к механическим законам трактуется как "принципиальный" - его методологическая постановка и разрешение "не могут находиться в зависимости от того, достигнуто или не достигнуто еще практически такое "сведение"" (Энгельс и диалектическое понимание природы // ПЗМ. 1925. №10-11. С. 18). Преувеличивая значение философии для естествознания, Деборин представлял научные методы и даже сами частные науки в виде "прикладных". Позицию "механицистов" Деборин критиковал за "эволюционизм", "упразднение скачков" в развитии и за "аналитизм".
К концу 20-х гг. своей организаторской деятельностью (в частности, по выпуску трудов классиков мировой философии) и работами по философии Деборин завоевал признание в качестве лидера советских философов. Выступал с докладом "Современные проблемы философии марксизма" и заключительным словом после дискуссии по докладу в апреле 1929 на Второй Всесоюзной сессии марксистско-ленинских научных учреждений (фактически это был первый съезд советских философов-марксистов). В резолюции этой конференции работа Деборина и возглавляемых им коллективов была оценена весьма высоко, хотя отмечены были и недостатки. Положительная оценка содержалась и в постановлении ЦК ВКП(б) "О мероприятиях по укреплению научной работы в связи с итогами 2-й Всесоюзной конференции марксистско-ленинских научно-исследовательских учреждений" [см. текст Постановления в журнале "Вестник Коммунистической академии". 1929. №33 (3). С.282-283].
Однако вскоре после этого "линия Деборина" стала подвергаться резкой и подчас несправедливой критике в центральной печати ("Правда" от 7 июня 1930 - в "статье трех": М.Митина, В.Ральцевича, П.Юдина, и в других изданиях). Проводится новая дискуссия - на заседании Президиума Комакадемии 17-20 октября 1930 по докладу В.П.Милютина, выступавшего от имени руководства Комакадемии (см. материалы этой дискуссии, в том числе выступления Деборина, М.Б.Митина и других, в книге: "Разногласия на философском фронте", М.- Л., 1931). 25.01.1931 принимается постановление ЦК "О журнале "Под знаменем марксизма"" (см.: "ПЗМ". 1930. №10-12. С.1-2).
Теперь Деборину вменяется в вину "отрыв от задач строительства социализма в СССР..., от задач международного революционного движения", а также "непонимание ленинского этапа как новой ступени в развитии философии марксизма". В постановлении указывалось: "Отрывая философию от политики, не проводя во всей своей работе партийности философии и естествознания, возглавлявшая журналом "Под знаменем марксизма" группа воскрешала одну из вреднейших традиций и догм II Интернационала - разрыв между теорией и практикой, скатываясь в ряде важнейших вопросов на позиции меньшевиствующего идеализма". После этого постановления был изменен состав редакции журнала, а также состав руководства ряда учреждений, где разрабатывались проблемы философии. Понятие "меньшевиствующий идеализм", вошедшее в лексикон выступлений молодых философов того периода, стало отождествляться с понятием "контрреволюционного троцкизма". Последовали репрессии стронников Деборина.
Вскоре Деборин выступил публично с покаянием, заявив: "От нас требуется полное и безоговорочное разоружение. На этой точке зрения я стою и она является для меня обязательной". Деборин принял, к сожалению, активное участие в дискредитации некоторых ученых тех лет (например, В.И.Вернадского на страницах "Известий АН СССР" в 1933). Странную метаморфозу Деборина предстоит еще проследить и объяснить, но для самого философа она не была гарантией спасения. Как сообщает И.Яхот (Подавление философии в СССР. 20-30 годы. Н.-Й., 1981. СЛ13-114), в 1937, когда начались массовые аресты, Деборин одно время боялся ночевать дома; он спал на скамье в Нескучном саду; однако "чаша сия" его миновала; он один из тех считанных "деборинцев", которые уцелели. "Деборинцев" заменили "митинцы".
Кстати, в 1939г. Деборин собственноручно написал рекомендацию М.Б.Митину в действительные члены АН СССР.
Псевдонимы:
Деборин Абрам Моисеевич [16.06.1881-08.03.1963] - Академик АН СССР (1929), член президиума АН СССР (1935-1945)
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх