Ильин Иван Александрович
|
Другие персоны с фамилией Ильин
Другие персоны с именем Иван Кто родился в этот день 28.03 Кто родился в этот год 1882 |
- философ, теоретик религии и культуры, политический мыслитель.
Род. в Москве.
Учился на юридическом факультете Московского университета.
С 1909 читал на Высших женских юридических курсах основной курс "История философии права" и вел семинар по общей методологии юридических наук. Этот же семинар вел в 1910 на юридическом факультете Московского университета.
В 1910-1912 находился в научной командировке в университетах Германии и Франции.
С 1912 - приват-доцент, с 1918 - профессор Московского университета.
Преподавал также в университете Шанявского (1916-1918),
в Высшем музыкально-педагогическом институте, в Ритмическом институте (1920-1922).
В 1921-1922 - действительный член Института научной философии.
В конце 1922 выслан из России. Жил в Берлине, где преподавал в Русском научном институте.
С 1924 - Член-корреспондент Славянского института при Лондонском университете.
В 1927-1930 - редактор и издатель журнала "Русский колокол".
С приходом к власти нацистов был лишен права преподавать и публиковаться. Ввиду угрозы ареста и заключения в концлагерь выехал в Швейцарию (1938). Последние годы жил в Цолликоне (пригороде Цюриха).
Первоначально Ильин приобрел известность в России и на Западе как исследователь (и последователь) философии Гегеля. Впоследствии разработал собственную оригинальную онтологическую и теоретико-познавательную концепцию.
Ильин рассматривает познание в контексте культуры, видя основной порок современной ему культуры и современного человека в "расколотости", в противопоставлении ума сердцу, разума чувству. В основе пренебрежения, с которым современное человечество относится к "сердцу", лежит, по мнению Ильин, представление о человеке как вещи среди вещей и тела среди тел, вследствие которого творческий акт трактуется "материально, количественно, формально и технически". Именно такое отношение, считает Ильин, облегчает человеку достижение успеха чуть ли не на всех его жизненных поприщах, способствуя карьере, получению прибылей, приятному времяпровождению. Однако "мышление без сердца", даже самое умное и изворотливое, в конечном счете релятивистично, машинообразно и цинично; "бессердечная воля", сколь бы упорной и настойчивой она ни была в жизни, оказывается по существу животной алчностью и злым произволением; "воображение в отрыве от сердца", каким бы картинным и ослепительным оно ни представлялось, остается в конечном счете безответственной игрой и пошлым кокетством. "Человек, душевно расколотый и нецельный, есть несчастный человек. Если он воспринимает истину, то он не может решить, истина это или нет, ибо он не способен к целостной очевидности... он теряет веру в то, что человеку вообще может быть дана тотальная очевидность. Он не желает признать ее и у других и встречает ее иронией и насмешкой" (Путь к очевидности. М., 1993. С.313).
Ильин видит путь преодоления расколотости в том, чтобы восстановить в правах опыт как интуицию, как сердечное созерцание. Рассудок должен научиться "взирать и видеть", чтобы стать разумом, человек должен прийти к разумной и светлой вере "достаточного основания". С "сердечным созерцанием", "совестной волей" и "верующей мыслью" Ильин связывает надежды на будущее - на решение проблем, неразрешимых как для "бессердечной свободы", так и для "противосердечного тоталитаризма".
Широкий резонанс получила работа Ильина "О сопротивлении злу силою", в которой И. аргументированно критикует учение Л.Толстого о непротивлении. Рассматривая физ. принуждение как зло, не становящееся добром от того, что оно используется в благих целях, Ильин считает, что за неимением др. средств человек для противостояния злу не только имеет право, но и может иметь обязанность применять силу. "Насилием" же, согласно Ильину, оправданно называть только произвольное, безрассудное принуждение, исходящее из злой воли или направленное ко злу.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх