AZ-libr.ру

информационный портал





Иванов Разумник Васильевич
[25.12.1878-09.06.1946]

  Другие персоны с фамилией Иванов
Другие персоны с именем Разумник
Кто родился в этот день 25.12
Кто родился в этот год 1878

       - социолог, историк русской общественной мысли, литературовед.
       Род. в г.Тифлис в дворянской семье.
       Окончил математическое отделение физико-математического факультета Петербургского университета (1902); посещал также историко-филологический факультет. За участие в студенческой демонстрации 4 марта 1901 был арестован, в 1902 выслан из Петербурга.
       Сотрудничал в журналах "Русская мысль", "Русское богатство", "Заветы".
       В статьях 1904-1905-х гг. заявил о себе как о стороннике народнического мировоззрения. Основополагающими для Иванов-Разумник были главные заветы "русского социализма" (прежде всего развитые "критическим народничеством" Н.К.Михайловского, Г.И.Успенского, В.Г.Короленко, Н.Ф.Анненского): начала "индивидуализма" (человеческая личность как единственное мерило всех ценностей прогресса) и антимещанства - "двуединый критерий блага реальной личности и блага народа". И.-Р. становится характерным выразителем "неонародничества", стремившегося в новых условиях обновить и переориентировать старые народнические идейные и эстетические представления. Сохраняя традиционное тяготение к "земле" и недоверие к "машине", он признает неизбежность для России "двух правд" - и общины и капитализма. Не будучи формально членом партии эсеров, Иванов-Разумник солидаризировался с ней в своих политических убеждениях.
       В книге "История русской общественной мысли. Индивидуализм и мещанство в русской литературе и жизни XIX в." И.-Р. дает определение интеллигенции как "этически - анти-мещанской, социологически - внесословной, внеклассовой преемственной группы, характеризуемой творчеством новых форм и идеалов и активным проведением их в жизнь в направлении к физическому и умственному, общественному и личному освобождению личности". С его точка зрения, история русской интеллигенции - это история борьбы двух противоположных философско-эстетических начал - "индивидуализма" (в указанном выше смысле) и "мещанства" (столь же общего понятия, объединяющего "узость формы, плоскость содержания и безличность духа", всяческую посредственность и трафаретность). Иванов-Разумник дал оригинальную интерпретацию общественно-политических взглядов Белинского и Герцена.
       В книге "Что такое "махаевщина"? К вопросу об интеллигенции" (1908) обстоятельно разбирает "махаевщину" - анархическое направление общественной мысли, направленное против интеллигенции как якобы паразитического класса.
       В книге "О смысле жизни. Федор Сологуб, Леонид Андреев, Лев Шестов" (1908) Иванов-Разумник обосновывает свою систему мировоззрения - "имманентный субъективизм", противопоставляемый позитивной и мистической теориям прогресса. Он признает субъективную целесообразность бытия: цель - в настоящем, "в признании самодовлеющей ценностью широты, полноты и интенсивности человеческих переживаний".
       В предреволюционные годы Иванов-Разумник подошел к обоснованию идейно-максималистской позиции "скифства" - своеобразного "почвенничества" с революц. уклоном.
       Был главным инициатором двух альманахов "Скифы", вышедших в Петрограде в 1917-1918. Участвовал в Октябрьской революции, примыкая к левым эсерам.
       В 1917 выступил с циклом статей, указывая на опасность, которую несет диктатура партии большевиков и стремление ее лидеров к осуществлению мировой революции. Иванов-Разумник был избран в ЦК партии эсеров (1918).
       С осени 1918 - в научно-теоретической секции Театрального отделения Наркомпроса.
       В 1919-1924 - ведущий деятель, заместитель председателя совета Вольной философской ассоциации ("Вольфила").
       Со второй половины 20-х гг., не принимая многих сторон деятельности послереволюционного государства, отходит от активной литературно-общественной жизни. Работает как литературовед, занимается переводами.
       В 1933 арестован по фальсифицированному обвинению в создании "идейного центра народничества".
       В 1933-1936 отбывал ссылку в Саратове.
       В 1936-1937 жил в Кашире под Москвой, где был вторично арестован. Более полутора лет провел под следствием, не признав выдвинутых обвинений.
       Освобожден в 1939. С тех пор жил в Загорске и Пушкине (б.Царское Село), занимался архивной работой по заданию Государственного литературного музея. Во время войны оказался в оккупации, отправлен в лагерь для перемещенных лиц под Данцигом, откуда выпущен в 1943 вместе с женой, имевшей немецких предков. Опубликовал ряд работ с критикой советского режима и переиздал некоторые свои дореволюционные сочинения.
       Умер в Мюнхене.
       В посмертно изданных очерках (1951) и воспоминаниях (1953) Иванов-Разумник, не отказываясь от своего революционного прошлого, резко осуждает большевистский террор (в частности, нарисовав - одним из первых - документально точную картину тюремного следствия в 1919, в начале 30-х гг. и в годы "ежовщины"), а также грубые методы партийно-государственного руководства культурой. Под редакцией Иванова-Разумника, с его статьей и комментариями вышло в свет собрание сочинений В.Г.Белинского (в 3 т., 1911).
       Иванов-Разумник- один из первых интерпретаторов творчества Андрея Белого в его эволюции. Рукопись философской книги И.-Р. "Оправдание человека", над которой он работал в 20-е годы, не обнаружена. (См.: А.В.Лавров. "БСРП". Т.2. С.385-388; Б.В.Кондаков. "К". T.l. С.234-235.)

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 16:47:26 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"