Иванов Андрей Владимирович
|
Другие персоны с фамилией Иванов
Другие персоны с именем Андрей Кто родился в этот день 29.01 Кто родился в этот год 1958 |
- специалист по теории познания и философии культурологии; доктор философских наук, доцент
Род. в Москве.
Окончил философский факультет МГУ (1984).
С 1985 - ассистент кафедры диалектического материализма философского факультета МГУ (с 1990 - кафедра систематической философии),
с 1992 - доцент этой кафедры.
Докторская диссертация - "Природа сознания: онтологические основания, гносеологическая структура, культурно-синтетический потенциал" (1998).
Заместитель главного редактора журнала "Вестник МГУ им. М.В.Ломоносова Сер. Философия", заместитель главного редактора словаря "Философы России XIX-XX столетий: Биографии, идеи, труды" (М., 1993; 2-е изд.- М., 1995); член редакционного совета III издания этого словаря (1999).
Вице-президент общественного культурно-экологического фонда "Алтай - 21 век". В конце июня 2000 переехал на работу в Алтайский край.
В настоящее время - профессор Алтайского государственного университета (г. Барнаул).
В работах Иванова систематически развивается софиологическое направление русской "метафизики всеединства". Дается современная философскаяинтерпретация и научная экспликация идеи Софии как многоуровневой материально-идеальной (или энерго-информационной) субстанции, лежащей в основе возникновения многообразных жизненных форм в Космосе и обеспечивающей их информационная упорядоченность и взаимодействие (со-знание). Разрабатывается онтологическое учение о сознании человека как органической и конструктивной части единой софийной реальности, представляющей собой не только опосредованную физическим действием и техническими устройствами, но и непосредственную эволюционную силу в Космосе, способную к безграничному совершенствованию. Софийная онтология сознания дополняется выделением его гносеологической структуры, включающей четыре сферы (телесно-перцептивную, эмоционально-аффективную, логико-понятийную и ценностную) и три уровня (бессознательный-сознательный-сверхсознательный). Обосновывается идея, что важнейшим органом жизнедеятельности сознания, интегрирующим все его уровни и сферы, а также выступающим носителем глубинного Я личности, является сердце с такой присущей ему познавательной способностью как разум сердца (или сердечное ведение).
В культурологическом плане Иванов доказывает взаимодополнительность важнейших сфер духовного творчества (духовной культуры) человека (религии, науки, философии, мистики и искусства), поскольку они основываются на деятельности различных познавательных способностей сознания и потому несводимы друг к другу. Вместе с тем формулируется ряд эвристических принципов, позволяющих разл. сферам дух. культуры вести продуктивный и взаимообогащающий диалог и тем самым образовывать соборное единство Духа.
Рассматривая в историософском аспекте отношения между культурно-географическими мирами Востока, Запада и России-Евразии, Иванов видит их различия в специфике временного существования (примат, соответственно, природно-телесного, социального и духовно-космического времени) и отсюда объясняет закономерную смену их исторического лидерства. Специфика культурно-исторического бытия России в доминирующем духовно-космическом времени - времени личного совершенствования и соборного преобразования мира на духовно-нравственной основе - является важнейшей онтологической предпосылкой ее цивилизационного лидерства в XXI веке, которое будет связано с переходом от техногенно-потребительской, олицетворяемой странами Запада, к духовно-экологической (или ноосферной) цивилизации. В этом плане обосновывается тезис о наличии на территории России-Евразии уникальных биосферно-ноосферных регионов, обладающих необходимым природно-культурным потенциалом для стратегического духовно-экологического цивилизационного прорыва.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх