AZ-libr.ру

информационный портал





Иванов Вячеслав Иванович
[28.02.1866-16.06.1949]

  Другие персоны с фамилией Иванов
Другие персоны с именем Вячеслав
Кто родился в этот день 28.02
Кто родился в этот год 1866

       - поэт-символист, мыслитель, культуролог.
       Род. в Москве в семье землемера. Решающую роль в воспитании И. сыграла мать, от которой он перенял глубокую и живую веру в Бога.
       Окончив гимназию с золотой медалью, поступил на историко-филологический факультет Московского университета (1884-1886); по окончании 2-го курса учился в Берлине у историка античности Моммзена (1886-1891). Окончил университет в 1891.
       С 1899 - доктор истории; читал лекции в Парижской высшей школе общественных наук. Жил в Риме, в Афинах, в Париже, бывал в Палестине.
       С конца 1904 - в Петербурге, где с 1910 по 1912 преподавал историю греческой литературы на Раевских женских курсах.
       С осени 1905 квартира Иванова ("башня" Вячеслава Иванова) становится самым ярким русским литературным салоном, где собиралась петербургская интеллигенция - литераторы, артисты, философы, ученые.
       На рубеже 1910-х гг. Иванов играет одну из главных ролей в Петербургском Религиозно-философском обществе, руководит его Христианской секцией. "Единственная борьба, в которой я намереваюсь участвовать,- есть борьба за утвердившиеся в моем духе ценности религиозного сознания" - так формулирует он свою принципиальную установку ("Русские писатели". 1800-1917. М., 1992. С.374). После годового путешествия во Францию и Рим жил до 1917 в Москве. Ближайшей средой для Иванова здесь становится круг мыслителей, объединившихся вокруг издательства "Путь",- С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, Н.А.Бердяев и др. Особняком стоит его тесная дружба с А.Н.Скрябиным.
       После Октябрьской революции читал в разных учреждениях лекции по истории литературы, театра и по поэтике.
       В 1918-20 был одним из организаторов и руководителей театрального и литературных отделов Наркомпроса.
       В 1920 переезжает в Баку, где получает звание доктора классической филолосоыии за диссертацию "Дионис и прадионисийство".
       Профессор, а затем ректор Бакинского университета; одно время был заместителем наркома просвещения Азербайджана.
       В 1924 по линии Наркомпроса командирован за границу и поселяется с семьей в Риме. Принял католичество (1926) и получил место профессора новых языков и литератур в университете г.Павия. Как отмечает Н.Котрелев (один из его биографов), Иванов в начале 30-х гг. тяжело переживал гонения на церковь на своей родине; этим он объяснял свой отказ вернуться в СССР.
       В 1936 Иванов, до того сохранявший советское гражданство, принял итальянское подданство. Преподавал церковно-славянский язык в папских духовных школах. Переписка с друзьями почти прекратилась. Скончался в Риме.
       На мировоззрение Иванова наибольшее влияние оказали Ницше и Вл.С.Соловьев. Истинное бытие, по Иванову,- область абсолютного и непреходящего, а мир видимый, феноменальный лишь символизирует существование этого абсолютного бытия. Истинной формой познания Иванов считал мистическую интуицию, которая позволяет схватывать целое, вечное и абсолютное. Сверхчувственное и рациональное знание трансформируется в символ, который для другого сознания "всегда темен в последней глубине". Лучше, понятнее и сильнее других облекают свои откровения в символы художники и поэты.
       Иванов развил также оригинальный вариант культурологии. Всякая культура в своем развитии проходит эпоху "критическую" и эпоху "органическую". Первая характеризуется обособлением и индивидуализмом; вторая, напротив,- синтетической целостностью миросозерцания. Перед современным художником, считает Иванов, стоит задача принять участие в реинтеграции культуры на основании мистически понимаемого духовного коллективизма, что приведет к новой органической эпохе, когда индивидуальность раскроется в терминах соборности.
       Центральное место в "органической" культуре занимает театр мистерий, который полностью соответствует принципам "вселенской соборности". Путь к этому искусству и культуре прокладывает символизм. Всенародное же искусство возможно, по мнению Иванова, только как мифотворчество.
       Прообразом такого искусства Иванов считал искусство Древнего Египта, средневековое религиозное искусство. Символ и миф - всеобщее достояние народной души, в которых просвечивают лики вечного и абсолютного бытия. Художник в высших взлетах своего творчества выступает поэтому как пророк и как учитель, ибо народ в его творениях познает сам себя. В своем поэтическом творчестве Иванов пытался следовать этим эстетическим установкам.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 16:45:44 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"