AZ-libr.ру

информационный портал





Иванов Валентин Иванович
[05.04.1888-04.06.1949]

  Другие персоны с фамилией Иванов
Другие персоны с именем Валентин
Кто родился в этот день 05.04
Кто родился в этот год 1888

       [24.3(5.4).1888 (по др. сведениям - 26.7.1887 и 1886), Луга — 4.6.1949, Париж]
       — поэт, прозаик, драматург.
       Незаконнорожденный. Мать — вологодская мещанка А.А.Александрова. Восприемником был дальний родственник матери беллетрист И.Л.Леонтьев-Щеглов (вероятно, отчество и фамилия Горянский происходят от его имени). До поступления во 2-ю петербургскую гимназию (авг. 1901) обучался дома; выбыл из гимназии (дек. 1902) за «неуспешность занятий» по причине «слабых способностей и лени» (РГИА. Ф.174; гимназическое свидетельство). После долгих ходатайств матери поступил в петербургскую учительскую школу (1906), намереваясь сдать экзамен на сельского учителя; школу не закончил. Жил случайными заработками, давал частные уроки в Луге. По совету Щеглова начал писать стихи. Первая публикация — в «Русском паломнике» (1903. №19; см. также: № 24, 27, 47; 1904. № 2, 41; подпись — Вал.Александров). Некоторое время сотрудничал в газете «Слово» (орган октябристов) (1906), поместив здесь ряд юношеских стих, на революционно-народническую тематику («Я о солнце пою, я о правде пою», «Памяти Некрасова», «Оглянитесь, ночь на исходе, друзья» и др.).
       На мировоззрение Горянского этих лет повлияли новонароднические идеи его литературного наставника Щеглова. Публиковался в журнале «Всемирная панорама» (1910), «Пробуждение» (1909). В лирическом цикле стихотворений, созданных в период реакции («Злоба Солнца»), поэт повествует о тщетности революционных порывов, о смирении и кротости как высших добродетелях («Подвиг жизни»). Несоответствие чистого, справедливого и обывательского, убогого приводит Горянского к мысли об обреченности поэта, вынужденного жить «сладким обманом», сказкой.
       В 1913 поэт был приглашен сотрудничать в «Сатириконе» (с №18), где наряду с Сашей Черным и П.П.Потемкиным становится одним из поэтических лидеров журнала; здесь, помимо лирических стих., пробует себя в жанре «лиро-сатир», высмеивающих под маской незатейливого простака-провинциала пошлость примитивной обывательской философии. Лирические произведения были собраны Горянским в его первом сборнике «Крылом по земле» (1915), основная тема которого — несовместимость поэтической мечты героя-идеалиста и жестокой урбанистической действительности. «Певцом каменного плена» назвал поэта в своей благожелательной рецензии И.И.Ясинский (Журнал журналов. 1915. №31; см. также др. рец.: Летопись. 1916. №2). В его же выступлении, посвященном творчеству Горянского (дек. 1915), высказывается мысль, что «любовь и сострадание»к «маленьким людям» играют главную роль в «поэтическом театре» поэта (ИРЛИ. Ф.352). Город в символике сборника — это «каменный плен», убогая, нищая реальность; деревня, природа — прекрасная мечта, поэтический сон («Цветы на камне», «Дом печали»); в стилистике широко использованы фольклорные мотивы, диалектизмы («Девичья», «Клевер»). Сатирические стихотворения, сборники, по мнению рецензента, «к поэзии мало относятся». В «Сатириконе» и затем в «Новом сатириконе» (1913-18) Горянский широко использует прием, когда «идиллия» провинциального обывательского существования, рисуемая поэтом от лица претенциозного, напыщенного, «культурного» героя, в сущности беспомощного и невежественного (вариация маски Козьмы Пруткова), звучит иронически, что и создавало комический эффект («В глуши», «Симметрия», «Тоня-изменница»).
       В сатириконский период Горянский порывает с традиционной метрикой, пытается обновить свою поэтическую технику особыми интонационными эффектами, вводя элементы бытовой речи. «Наиболее богата в ритмическом отношении,— писал он,— обыкновенная разговорная речь <...>. Прочь — "слезы и розы"!» (Запись в альбоме А.С.Балагина // ЦГАЛИ. Ф. 341). Опыты Горянского в области ритмики и синтаксиса «стихо-прозы», «лиро-сатир» отчасти, вероятно, предопределили пути развития «свободного» стиха Маяковского и как бы подготовили его появление в «Новом сатириконе».
       В свою очередь Маяковский оказал воздействие на поэтическую технику самого Г.Маяковский, вспоминал В.Князев, «в короткое время поставил на голову весь "Сатирикон", о футурив Горянского» и др. (ЦГАЛИ. Ф. 2041). Начиная с 1915 многие сатирические стихи Горянского по своей фактуре чрезвычайно близки поэзии Маяковского («Призыв», «На улице»). Сатириконские сатиры, объединенные автором в цикл «Мещанские скорби», вошли в следующую книгу поэта — «Мои дураки. Лиро-сатиры» (1916), встреченную критикой весьма сурово. «Стыдно г. В.Горянскому так не уважать данного ему Богом дарования, так разменивать его на уличную вульгарную дешевку» (Журнал журналов. 1916. №6). Откровенная и скрытая сатира на мещанство в стихах сборника зачастую перерастает из иронической насмешки над «мещанскими скорбями» в воспевание мещанской идиллии — дистанция между автором и его дураками почти исчезает; процесс этот в новосатириконских стихах (1917) привел к преобладанию лирической тональности над сатирической («Хулиган Василий и я», «Единственный выход»).
       В эти годы Горянский эпизодически сотрудничает в различных изданиях: литературно-сатирическом еженедельнике «Златоцвет» (1914), «Красном смехе» (1915), либерально-демократическом журнале «Бич» (1916-18), горьковской «Летописи» (1917), «Трепаче» (1917), газеты «Петроградское эхо» (1917), «Красной газеты» (1918) и др.
       В 1914 Горянский занял активную антивоенную позицию — в качестве военного корреспондента ездил на фронт. Резкое осуждение войны наиболее отчетливо прозвучало в стихотворении «Извещение о том, что было» (Летопись. 1917. №5-6), которое во многом перекликалось с опубликованной здесь же поэмой Маяковского «Война и мир». Февральскую революцию поэт встретил восторженно, посвятив этому событию оду «26 февраля» (альм. «Революция в Петрограде». Пг., 1917); Октябрьская революция вызвала враждебное неприятие. Так, в пьесе Горянский «Поэт и пролетарий» (в сент. 1917 шла в петроградском Троицком театре) главная роль была отведена картонной фигуре «"пролетария", грозящего раздавить поэзию» (см.: Театр и искусство. 1917. №41).
       15 сент. 1917 Горянский вступил в Общество драматических и музыкальных писателей (см.: Четвертое дополнение к основному каталогу произведений членов Союза драматических и музыкальных писателей. Пг., 1918; здесь он указан как автор куплетов и шансонеток).
       В начале 1918 открыл литературный буфет на Невском проспекте, пытаясь восстановить традиции «Бродячей собаки» (см.: Красная колокольня. 1918. 4 авг.).
       В июле 1918 уехал в Одессу, затем в Константинополь (1920), здесь была опубликована поэма Горянского «Вехи огненные» (Зарницы. 1921. №17).
       В 1922-26 жил в Хорватии, где вышли (на сербохорватском яз.) юмористический роман «Необычайные приключения Боба» (1923) и книга сказок «Приключения под абрикосом» (1926).
       В 1926 переселился в Париж. Публиковался в парижском журнале «Юный читатель» (1926), «Иллюстрированная Россия» (1926-28), «Мир и искусство» (1930-31), «Сатирикон» (1931); сотрудничал в парижских эмигрантских газетах — вначале в «Последних новостях» (1937-39), затем, после ссоры с ее издателем П.Милюковым, перешел в «Возрождение». В этот период, по воспоминаниям очевидца, был «полуслепым», «вечно голодным, вечно оборванным» (Любимов Л.— С.204).
       В эмиграции Горянский чувствовал себя чужим, бедствовал, 8 лет был слеп (зрение восстановилось после операции в 1944). Дон-Аминадо (А.П.Шполянский) в своих воспоминаниях оставил свидетельство о сотрудничестве «слепого, голодного» Горянского в известном своей антисоветской пропагандой «Парижском вестнике» Ю.Жеребкова, издававшемся в годы оккупации на немецкие деньги. На основании этого свидетельства в литературе возникла ложная версия о сотрудничестве Горянского с фашистами; Е.Хохлов, знавший поэта, отрицает это: был он «почти слеп и передвигался по городу с помощью поводыря» (Русские новости. 1966. №1116. 4 нояб.; см. также: Евстигнеева Л.— С.310; в ее же статье о Горянском в книге «Русские писатели» (Т.1. С.658) источником этой ошибки указан Любимов).
       Значительное место в творчестве Горянского в годы эмиграции начинает занимать жанр сказки («Волшебные башмачки», «Таинственная потеря падишаха»); в подражание Гофману им написан ряд фантастических рассказов («Кот Фру-Фру и прекрасная лунатичка», «Цыплята мадам Лили», «Искусственная лошадь»). В цикле «Рассеянные прогулки» (1930) Горянский собрал лирические миниатюры о Париже — наброски городских типов.
       В 1930-х были написаны «Рассказы господина Тощенки» — житейские байки в манере Зощенко (неопубл.).
       В 1940-х выпустил сборник стихов «Неопалимая купина», в которых продолжил тему идиллии мещанского счастья, тоски по романтической сказке. По мотивам гоголевского «Ревизора» им была написана пародийная, гротескная комедия «Лабардан» (опубликованная после смерти; Возрождение. 1959. Окт.-нояб.), в которой, по признанию Горянского, была «взята эмиграция, т.е. общее ее лицо» (цит. по: Спиридонова (Евстигнеева) Л.А.— С.251). Итоговое произведение Горянского — роман в стихах «Парфандр и Глафира» (1949, опубл.: Париж, 1956) — история любви с трагическим исходом «девственного мужа» Парфандра (читай: «либеральная интеллигенция») к прекрасной Глафире (Россия) и его попытка спасти ее от пожара (революции). Большая часть творческого наследия Горянского не опубликована (ИРЛИ, ГПБ, частный архив).

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 16:43:36 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"