AZ-libr.ру

информационный портал





Ивакин Алексей Аркадьевич
[25.07.1936]

  Другие персоны с фамилией Ивакин
Другие персоны с именем Алексей
Кто родился в этот день 25.07
Кто родился в этот год 1936

       - специалист по общей теории философии, теории познания, методологии науки; доктор философских наук, профессор
       Род. в г.Сатка Челябинской обл.
       В 1959 окончил геологический факультет ЛГУ.
       С 1960 по 1967 работал в геологических организациях г.Алма-Аты.
       Окончил философскую аспирантуру АН Казахской ССР (1970).
       С 1971 по 1986 работал в ИФП АН Казахской ССР - младшим научным сотрудником, ученым секретарем института, старшим научным сотрудником.
       Кандидатская диссертация - "Становление конкретного историзма в геологии" (1971).
       Докторская диссертация - "Роль принципов диалектики в геологическом познании" (1982).
       В 1984 в составе творческого коллектива философов был удостоен звания Лауреата государственной премии Казахской ССР в области науки и техники.
       С 1986 по 1988 год работал профессором, заведующим кафедрой философии в Алма-атинской ВПШ.
       В 1988 переехал на Украину, в Одессу.
       До 1996 работал заведующим кафедрой философии Одесской ВПШ, которая потом была последовательно реорганизована и переименована (с 1990 - Одесский институт политологии и социального управления, затем факультет социологии, экономики и политологии Одесского государственного университета, институт социальных наук Одесского государственного университета).
       С сентября 1996 по декабрь 1997 - профессор кафедры философии естественно-научных факультетов Одесского государственного университета.
       С 1998 и по настоящее время - заведующий кафедрой философии Одесской национальной юридической академии.
       Сфера научных интересов: метафилософия, этика, теория познания, диалектическая логика и философские вопросы естествознания. Очерчивая идеи метафилософского характера, Ивакин рассматривает, прежде всего, ряд аргументов в пользу доказательства того, что философия имеет свой строго очерченный предмет, основанный на различных аспектах соотношения сознания и бытия. Сначала он делает это путем герменевтического анализа таких понятий, как логос, вещь, речь и т.д. Затем привлекает для данной цели процесс предметной деятельности с точка зрения выработки в ее лоне универсальных форм мышления.
       И, наконец, автор обращается к генезису философии, ее выделению из лона мифологического сознания в качестве ответа на запросы человеческой практики, изменившейся в результате разделения труда на умственный и физический. Все это, по убеждению автора, показывает, что системообразующим началом философского знания выступает проблема соотношения сознания и бытия.
       В схематической форме (в виде специальных таблиц), сопровождающейся развернутыми комментариями, автор, переосмысливая гегелевскую традицию, старается показать, что все многообразие философских проблем, парадигм и дисциплин может быть рассмотрено в виде целостной системы. Развивая и интерпретируя гегелевское понимание структуры логического мышления, автор стремится доказать абсолютную необходимость диалектического метода познания, противопоставляя его догматизму, скептицизму, эклектике и софистике как своеобразным отклонениям, патологиям процесса мышления. Поскольку, как считает автор, предмет философии изначально детерминирован диалектическим соотношением материального и идеального, постольку вслед за А.Ф.Лосевым он аргументирует невозможность анализировать и излагать философские проблемы недиалектически.
       Вторая сфера научных интересов автора - этика, в частности, проблема счастья. В своем анализе категории и феномена счастья И. главным своим выводом считает результат проделанного им диалектического синтеза сформулированных В.Татаркевичем четырех "понятий" счастья: счастья-везения, счастья-блаженства, счастья-обладания высшими из доступных человеку благ и счастья - удовлетворенности прожитой жизнью. Если Татаркевича эта четырехзначность удручает и приводит в конечном итоге к выводу об относительности счастья, то автор стремится доказать, что именно третье из выделенных польским мыслителем пониманий счастья (так называемая "эвдемония") служит системообразующим началом в данной четверке значений, а остальные три - с необходимостью вытекают из этого начала как его частные проявления.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 16:42:36 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"