Зубакин Борис Михайлович
|
Другие персоны с фамилией Зубакин
Другие персоны с именем Борис Кто родился в этот день 02.05 Кто родился в этот год 1894 |
[19.4(2.5). 1894, Петербург - 3.2.1938, Москва]
— поэт, историк культуры, философ, скульптор.
Из дворян. Отец — полковник Генерального штаба (в годы Октября — военспец), предки матери —
выходцы из Шотландии (XVIII в., род Эдвардов). Высокоодаренный с детства, Зубакин поступил сразу в
5-й класс 12-й петербургской гимназии (1902). С 14 лет читал собственные научные доклады, надеясь
стать «профессором истории». В детстве испытал сильное впечатление, узнав, что род Эдвардов некогда
дал мистиков-рыцарей и «водителей Духа». Окончив гимназию (1912), Зубакин отказывается от
поступления в университет: годом раньше он и однокашник, будущий философ В.Н.Волошинов, создают
масонскую ложу «Свет звезд», изучают книги по оккультизму, устраивают моления. Д.С.Мережковский и
Д.В.Философов приглашают Зубакина на собрание Религиозно-философского общества. Ложа Зубакина
вливается в ложу розенкрейцеров (1912), сам Зубакин отходит от масонов. Но романтико-мистическое
мировоззрение навсегда определило кодекс жизнеповедения Зубакин, усвоение и искреннюю
интерпретацию им краеугольных тезисов розенкрейцеров. Приобщение к тайнознанию о бытии —
фундаментальное условие понимания Зубакиным природы человека: «люди полны насквозь мировым
светом»; человек «во всех ситуациях по-новому божествен и неожиданно победен, неповторим и
оправдывает собою все Бытие». От такого ощущения бытия в восприятии Зубакина протягивались лучи к
Евангельскому учению — необходимой опоре индивидуального пути. Следование высоким принципам даст
творчеству Зубакина-литератора надмирно-парящую, объединительную философско-поэтическую
доминанту. «Я живу благодарностью — за то, что жил, я не ищу Вечности, потому что уже дышал ею...»
— попытается Зубакин внушить Горькому один из своих базисных постулатов, кренящихся к
всепрощению.
В годы Первой мировой войны Зубакин оканчивает школу прапорщиков, служит в саперном батальоне в
Невеле. Революция 1917 «ошеломила» Зубакин установлением «свободы религии», и вскоре на хуторе
Затишье близ Невеля появляется община единомышленников-философов, поэтов, где пребывает Зубакин,
найдя спасающий от голода «интимный уголок» для «молитв и художественно-творимой жизни».
«При всех пертурбациях» революций и войны Зубакин работал над книгой «Опыт философии религии как
антиципации целей культуры», развивая идеи предвосхищения «религиозным творчеством» итогов
«отдаленных», эволюционное совпадение религий «с творчеством художественным».
В 1919-20 Зубакин сдает экзамен по истории искусств и археологии на философском факультете
Московского археологического института (МАИ), получает ученую степень за две ранние науч. работы и
становится профессором, 3 года (1920-22) с блеском читает курсы лекций по сравнительной истории
первобытных культов в аудиториях Москвы, Смоленска, Витебска. МАИ планирует поездку Зубакина в
отделение института в Италии, открытие нового отделения в Египте с назначением Зубакина его
проректором. Став «мобилизованным лектором» Политотдела Западной армии, Зубакин пытается
возобновить розенкрейцеровскую ложу. Услышав его философско-исторические лекции, С.Эйзенштейн
воспринял Зубакина как «совершенно необыкновенное» лицо — странствующего архиепископа ордена
Рыцарей Духа, знания которого «прямо безграничны», а излагаемые им учения «удивительно
захватывающие» (1920). Талантом лектора-энциклопедиста будет навсегда покорена А.И.Цветаева,
ставшая секретарем ложи Зубакина. Патриарх Тихон, оценив желание даровитого Зубакин синтезировать
«веру и разум», благословит его на чтение лекции-проповеди в действующем храме (1921).
Но осенью 1922 происходит изгнание из России идеалистически настроенных философов, писателей,
подвергнут аресту и Зубакина. Слова Зубакина в материалах следствия: «Частный сектантский
религиозный кружок мистиков "LA" (т.е. "Lux Astralis" — "Свет звезд" — А.Г.) есть дело частное»,— шли
вразрез с властными директивами. Факт скорого — через месяц — освобождения известного всей Москве
лектора Зубакина из заточения тут же породил слух о том, что якобы Зубакин с Брюсовым создали «в
соответствующем учреждении застенки для ловли "идеалистов-мистиков"». Оскорбленный этой клеветой,
Зубакин тяжело переживает травлю, совпавшую с волной политических преследований печати: в 1923 в
закрытом издательстве Гржебина погибает 1-й том его книги по истории религии и большое исследование
о философах-иррационалистах. Первое вхождение 3. в литературу относится к 1909-13, когда в
кружковой петербургской среде читались его тетрадки с философски-романтической лирикой, лишь в
извлечениях пощаженной временем («Баллада», 1914). Очевидный имлульс романтика никогда не угаснет
в творчестве Зубакина, дав далее произведения разнообразной тематики: то овеянные дыханием
Евангельского Востока («Идут волхвы из дальних стран...», 1924), то японской поэзии («Инаме сан»,
1926), то европейски-стилизованные «Мэри-Анна» (1924), «Ватерлоо» (1926), то стихи по мотивам русской
истории XIX в.— «Усадьба» [1925], то воссоединяющие Скифию, Древнюю Русь и современность
(«Курганная мать», «Вечная Русь» [1926]).
Уже в 1913 Зубакин был принят в «Синдикат писателей», «Общество поэтов». Он начинал печататься
(видимо, под псевдонимами), но подлинное творческое возвращение к поэзии состоялось лишь в начале
1920-х. Изначально вкусы Зубакина формировала классика, и в его творчестве 1920-30-х возникнут
блики-отражения поэзии Гомера, кельтского эпоса, былин о Микуле, «Слова о полку Игоре-ве», античной
лирики, поэзии Гете, Ф.Мистраля, Пушкина, Есенина. Для него Державин, Баратынский, Брюсов, Блок —
«баяны скифских руссов». Зубакин еще в 1910-е был озабочен достижением музыкальности поэтических
произведений и проблемой чередования стихотворных рядов с прозаическими рефренами. В советское
время он заявит о себе как виртуоз образных решений, увлеченный «реформированием формы», введением
«музыкального лада» в «напевный стих».
В начале 1920-х одну рукопись Зубакин передаст в Госиздат С.Городецкий, другую предложит
напечатать председатель Союза поэтов В.Брюсов. Зубакин создаст первую редакцию Декларации
московского Цеха поэтов, и ее подпишут С.Заяицкий, Б.Пастернак, А.Ширяевец, С.Городецкий.
Одновременно в публичных выступлениях раскроется неповторимо сверкнувший талант Зубакин —
поэта-импровизатора. Среди его благодарных слушателей — М.Пришвин, М.Булгаков, К.Чуковский.
Впрочем, если одни объявляют Зубакин гением, другие всерьез объясняют его дар следствием «пакта с
дьяволом». Уставая от недоброжелателей и суровости эпохи, Зубакин хочет «забыть, что <...> был
ученым», но вопреки всему диктует друзьям обширный труд «О вневременном восприятии
действительности» (для этого А.Цветаева изучит стенографию), серию статей по истории искусства,
книгу о Блоке, исследования о Дон Гуане Пушкина. Обеспокоенный однобокостью титула
«поэт-импровизатор», Зубакин показывает высокую поэтическую производительность писателя.
К 1927, когда возникает его эпистолярная проза (письма к Горькому, насыщенные фактографией русской
художественной жизни, изумляющие глубиной литературной характеристик), им написаны несколько пьес
в стихах («Прометей», «Мерлин», «Пигмалион», «Белая лошадь»), поэмы «Бетховен», «Пушкин», десятки
стихотворений, начат роман в стихах о Гражданской войне в России и судьбах искусства в революции
«Иллария». Стихи Зубакина переводят на немецкий язык, их разбирают в учебниках поэтики, любимую
Есениным «Камаринскую» поют в тверской деревне. На вдохновенные письма Зубакина Горький
откликается восторженными словами: «Вы, сударь, изумительно талантливый человек, и по-русски
безумно талантливый, думается, даже. Вы на границе гениальности». Зубакин просит Горького
содействовать в публикации стихов, но даже встреча в Сорренто не помогла продвижению их в печать,
выявив глубокое расхождение мировоззрений былого «буревестника» и философа-мистика.
В 1929 Зубакин удается выпустить единственный прижизненный сборник стихотворений «Медведь на
бульваре», но он увидит его лишь в архангельской ссылке. Трагическая нота пройдет сквозь многие
произведения Зубакина, помещенные в книге, однако более полно идеи и настроения Зубакина-поэта
отражены лишь в публикациях 1992-2004, несмотря на гибель многих произведений. В творчестве Зубакин
сплетены темы восхищения миром, желания слиянности с ним и жажда личностного самосохранения,
отвечающие философии поэта: «Всё, всё в свое дыханье уместить / Собой наполнить и одушевить / И, не
теряя лика,— раствориться!» («Сюита Z», 1924-28). Поэт сознает себя двойником Прометея, вместившим
все «паденья иль победы» живых существ, и чуждается испрашивания милостыни — «горсточки веков» —
именно для себя «пред ликом суетных богов» («Мне ребра обтянули нити...», 1928). Для Зубакина
аксиоматична всечеловеческая воссоединенность, и она пронизывает историческими ассоциациями
бытовые совр. московские сцены («Москва», 1923). Философия поэта приемлет неустанную обратимость
жизнетворения: «с землей — таинственный союз: / Пусть в землю возвратится тело — / Ее прозябшее
зерно! / Земля себя не пожалела, / Когда рождалося оно!» (1922). Вечная жизнепорождающая мощь
Родины, слитно несущей в себе силы народной языческой стихии и христианское начало, с большой
экспрессией выявлена в стих. «Курганная мать»: «скудному немчику» не дано повелевать землей
«ледяного Сфинкса» — Россией. А в «Василии Блаженном», возникшем как мастерское преображение
иконных персонажей и самого сюжета о Георгии Победоносце в чудо-храм древней Москвы, автор
горделиво констатирует победительность русского оружия, мировую высоту и самодостаточность
староотеческой культуры: «И поутру зарей омыты / Его былинные шатры, / И так ненужны и забыты /
Чужие "Марко" и "Петры"»(1926).
Эпоха 1920-х для Зубакина — пора неустоявшегося, не всегда настраивающего на оптимизм и все-таки
богатого надеждами общего движения: «Еще не встал у брега Мир, / Еще плывут панели мимо / Все те же
тени — пилигримы... / Но Мир — он тронулся уже...» Призвание поэта осознается как служение этому
Миру: «И в этот час, когда еще — / Ни день, ни ночь,— / Я дом покинул / И петь счастливый жребий вынул,
/ Поднявши лиру на плечо» (1926). Зубакин трезво оценивает трагические контрасты мира, и его
лирический герой, жаждущий подлинной любви, сегодня переживает неразделенность чувства, завтра
упоен нисходящим к нему обещанием, мечется в тоске и неприкаянности, наблюдая обыденный драматизм
столичной жизни, о чем он говорит и в сб. «Медведь на бульваре», и в стих., связанных с неожиданным
опытом узника: «На улице, на улице Тверской» (1923), «В тюрьме — одна дорога...» (1923), «Песня»
(«Молчи, мое сердце молчи, / Мы сами себе палачи...», 1926), «Термы» (1927). В 1929 он скорбно
удостоверится: «И всю Россию движут снова, / Кружат два вихря, два крыла — / Метели судьб — вкруг
Пугачева /И — исходящего стола». Еще ранее в стихах «К Офелии», посвященных жене — актрисе
Е.Ильинской, Зубакин выразит предчувствие надвигающейся новой личной беды. Возникавшая в условиях
неутомимого экспериментаторства всевозможных направлений, школ, групп поэзия Зубакина отдала дань
соревновательному воплощению поисков оригинальной формы. Музыкальный ее строй, сочетающийся с
«закадровыми» голосами — прозаическими перебивами, сменой ритмов, присутствует в «сюитах» и
песенных опытах поэта, где слышится звучание «жестокого романса», народной лирики, маршей, гимнов,
уличных выкриков.
Ссылка на Север, угаданная Зубакиным в целой серии его стихотворений, не могла отрешить Зубакина ни
от искусства, ни от науки. Находясь в Архангельске и Холмогорах, он занят воскрешением традиционного
косторезного мастерства подвергнутых опале «кулаков», выпускает книгу о редкостном художественном
промысле (1931), изучает и описывает деревянную архитектуру. Благодаря археологическим поискам на
бывшей усадьбе Ломоносовых передает краеведческому музею две подводы предметов поморской
старины. Завершает с историком И.М.Сибирцевым не дошедшую до нас монографию «Новое и забытое о
Ломоносове». Записав фамильное предание, публикует уникальные сведения о последнем периоде жизни
Пушкина. Печатает статьи о волнующей поэта красоте архангелогородского диалекта. Преодолевая
запрет на писание стихов, прибегает к устным импровизациям и эпистолярным припискам, изысканными
ассоциативными ресурсами раскрывает повторяемость драматизма судеб поэтов далеких эпох: «Сослав
его под этот небосклон, / На берега, где ветер смерти веет, / Не ведали они, что Аполлон / Был из страны
гипербореев»; «Печалеречивый Овидий, / Сравнявшись с тобою в судьбе, / Как часто в жестокой обиде /
Взыскуют поэты к тебе».
В 1931-32 Зубакин переписывается с очутившимся в вологодской ссылке В.А.Пястом, помогая тому выжить
и продолжить поэтическую деятельность. Зубакин щедро делится аналитическими озарениями,
размышлениями о фактах и генеральных законах поэтического творчества, что возводит эти письма в ранг
литературного памятника. Отбыв срок наказания, Зубакин, лишенный права проживать в столице, кочует
по маршруту Архангельск-Москва-Смоленск. Он работает в архангельском Союзе художников, возобновив
занятия скульптурой (натурный портрет В.Я.Брюсова, 1923), исполняет заказы на изображения классиков
литературы и музыки (Ломоносов, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Бетховен) и тружеников-северян. Среди
его литературных публикаций мелькнуло стих, о Гражданской войне, им довершен в манере автора роман
Брюсова «Юпитер поверженный». Летом 1936, тревожно пережив смерть Горького и слухи о ней, Зубакин
спешит передать письма из Сорренто в руки писателя А.К.Виноградова. В сент. 1937 он вновь арестован,
реэтапирован в Москву. Предъявленное ему обвинение в руководстве «мистической фашистской и
повстанческой организацией масонского направления» подводит черту под жизненным путем поэта.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх