Зубцов Владимир Яковлевич
|
Другие персоны с фамилией Зубцов
Другие персоны с именем Владимир Кто родился в этот день 06.06 Кто родился в этот год 1895 |
[25.5(6.6).1895, Пенза — 6.7.1938, в заключении]
— прозаик.
Родился в семье железнодорожного служащего. Отец Зазубрин был участником событий первой русской
революции, арестовывался, в 1907 был выслан из Пензы в Сызрань под гласный надзор полиции; с ним
переехала и семья. С раннего детства Зазубрин наблюдал русскую жизнь в ее насильственном
разрушении: видел обыски, ходил на свидания в тюрьму, читал призывающую к насилию нелегальную
литературу. В старших классах Сызранского реального училища Зазубрин вовлекается в оппозиционную
деятельность: принимает участие в нелегальном ученическом журнале «Отголоски», устанавливает связь
с сызранской группой социал-демократов и даже становится одним из ее руководителей.
В 1915 его исключают из последнего класса реального училища, и на 3 месяца он попадает в тюрьму, где
пишет первый рассказ (не сохранился). Затем в его политической биографии возникает еще один
неординарный сюжет: с конца 1916 по 1917 Зазубрин по поручению Сызранского комитета РСДРП(б)
работает в Сызранском охранном отделении, тайно добывая сведения о действиях полиции,
направленных против революционеров. Затем с апр. 1917, уже при Временном правительстве, он снова
был арестован за большевистскую пропаганду; в авг. того же года — шла война — был мобилизован в
русскую армию и ввиду почти законченного среднего образования был направлен в Павловское пехотное
училище (Петроград), стал юнкером. Там Зазубрин встретил Октябрь 1917. Вскоре он вернулся в Сызрань,
где был мобилизован в белую армию и направлен в Оренбургское военное училище, эвакуированное в
Иркутск.
По окончании училища в июне 1919 назначен командиром взвода 15-го Михайловского стрелкового
добровольческого полка. Вместе с распропагандированными им солдатами Зазубрин вскоре переходит
близ Канска на сторону красных, к сибирским партизанам. С этого времени начинается его постоянная
агитационная и журналистская работа (канская газета «Красная звезда»; изредка печатался в
поволжских газетах).
Во время службы в Канске у Зазубрин возникает замысел пропагандистско-очеркового беллетристического
сочинения о жестоком противостоянии людей, оказавшихся вовлеченными в Гражданскую войну. Этот
замысел осуществился в книге «Два мира», одном из первых крупных произведений послереволюционной
русской литературы. Книга была завершена в Иркутске в 1921, когда Зазубрин был политработником 5-й
армии, редактором газеты «Красный стрелок», и отпечатана в военной типографии 5-й армии. В 1-м
издании она была снабжена подзаголовком «роман», во 2-м издании его сменил подзаголовок «очерки», и
лишь впоследствии утвердилось определение жанра книги как романа. «Два мира» были многократно
переизданы, нередко с исправлениями и сокращениями (12 изданий при жизни автора), с одобрением
встречены критикой, а также В.И.Лениным, М.Горьким и А.В.Луначарским (в частности, по словам
М.Горького, Ленин отозвался о книге так: «Очень страшная книга, жуткая книга, конечно, не роман, но
хорошая, нужная книга»). «Два мира» остались в литературе как один из ярких художественных и
пропагандистских документов эпохи, встав первым в ряд с «Чапаевым» Д.Фурманова, «Железным
потоком» А.Серафимовича, «Разгромом» А.Фадеева, «Донскими рассказами» М.Шолохова, «Барсуками»
Л.Леонова. Задумано было продолжение книги, но это намерение ограничилось публикацией двух
отрывков в журнале «Сибирские огни» в 1922.
В февр. 1922 Зазубрин демобилизуется и переезжает из Иркутска сначала в Канск, а затем в
Новониколаевск (ныне Новосибирск), где живет с 1923 по 1928, являясь одним из руководителей журнала
«Сибирские огни» и организатором (вскоре председателем) Союза сибирских писателей. Эти годы стали
наиболее напряженными и продуктивными в его литературной работе. Одну за другой он пишет повести
«Щепка» (1922-23), «Общежитие» (1923), рассказ «Бледная правда» (1922-23), в которых перед
читателем встает с жестокой правдой написанная картина новой советской действительности, возникшей
из потрясений и разрушений, пережитых Россией в эпоху войн и революции. По свидетельству самого
Зазубрина, «Щепка» возникла из записей рассказов многоопытного чекиста. Вначале задуман был просто
рассказ, «затем из этих записей выросла повесть, повесть разрослась в роман. Роман будет вскоре
закончен и напечатан...» (из «Заметок о ремесле», 1928). Однако ни повесть, ни роман напечатаны не
были. Предложенная в «Сибирские огни» повесть была отклонена по идеологическим причинам, не был
напечатан и роман (по некоторым свидетельствам, роман в одной из ранних редакций был прочитан
Ф.Э.Дзержинским). Рукопись романа считается утраченной, а рукопись повести была найдена много лет
спустя в архивах и опубликована (Сибирские огни. 1989. №2).
В повести показана работа механизма террора ЧК, изображенная с такой наглядностью и документальной
выразительностью, что повесть Зазубрина объективно оказалась не в «советской» литературе, а скорее
рядом с такими «антисоветскими» книгами, как «Солнце мертвых» И.Шмелева, «Окаянные дни» И.Бунина,
письмами В.Г.Короленко к Луначарскому и т.д. Это не могло не привести к полному и безусловному
запрещению повести на многие годы. Рассказ «Бледная правда», тоже лишь единожды опубликованный
при жизни автора, показывает, как «военно-коммунистическая» идеология и сознание вступают в
непримиримое противоречие с ходом жизни, становясь источником новой жестокости и лжи,
противостоящих глубинному опыту народа. Повесть «Общежитие» отразила бытовую, семейную,
нравственную деградацию, ставшую следствием «революционного» разрушения традиционных в России
отношений мужчины и женщины. Во всех этих произведениях русский человек показан как «щепка»,
бросаемая волнами революционных перемен и бурь.
Во второй половине 1920-х, по мере того как влияние РАПП в литературе становилось все более властным
и директивным, положение 3. заметно ухудшается. Рапповская группа «Настоящее» в Новосибирске
повела против него настоящую войну, которая закончилась изгнанием Зазубрина из «Сибирских огней»,
сибирского СП и его переездом в Москву, где его поддержал М.Горький. В Москве Зазубрин работает
вначале в Госиздате, затем редактором созданного по инициативе М.Горького журнале «Колхозник».
Зазубрин был делегатом I Всесоюзного съезда писателей, членом правления Литфонда.
В начале 1930-х Зазубрин пытается вернуться к творческой работе. Он задумал на сибирском материале
большой роман-трилогию о судьбах крестьянства — от коммун до коллективизации на рубеже 1930-х.
Была опубликована лишь первая книга — роман «Горы» (1933), где показаны кануны коллективизации.
Роман остался недописанным, рукописи его неопубликованных частей не сохранились. В последние годы
жизни Зазубрин работал над пьесой «Человеческие обязанности» — о врачах, медицине, о новых
отношениях между людьми (сведения о пьесе взяты из переписки Зазубрина с М.Горьким, оценившим пьесу
как сочинение неудачное). Рукопись пьесы не сохранилась. Зазубрин принадлежат также
литературно-критические и автобиографические «Заметки о ремесле», «Зерно, поднявшее камень»,
«Литературная пушнина», воспоминания о М.Горьком.
В 1937 Зазубрин был репрессирован, погиб в тюрьме. Реабилитирован в середине 1950-х, но из его
произведений в те годы был опубликован в произвольно «отредактированном» виде лишь роман «Два
мира»; по существу Зазубрин возвращается в русскую литературу XX в. лишь в конце 1980-х.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх