| 
Зубцов Владимир Яковлевич  
 | 
| Другие персоны с фамилией Зубцов Другие персоны с именем Владимир Кто родился в этот день 06.06 Кто родился в этот год 1895 | 
      
[25.5(6.6).1895, Пенза — 6.7.1938, в заключении]  
      
— прозаик.  
      
Родился в семье железнодорожного служащего. Отец Зазубрин был участником событий первой русской 
революции, арестовывался, в 1907 был выслан из Пензы в Сызрань под гласный надзор полиции; с ним 
переехала и семья. С раннего детства Зазубрин наблюдал русскую жизнь в ее насильственном 
разрушении: видел обыски, ходил на свидания в тюрьму, читал призывающую к насилию нелегальную 
литературу. В старших классах Сызранского реального училища Зазубрин вовлекается в оппозиционную 
деятельность: принимает участие в нелегальном ученическом журнале «Отголоски», устанавливает связь 
с сызранской группой социал-демократов и даже становится одним из ее руководителей.  
      
В 1915 его исключают из последнего класса реального училища, и на 3 месяца он попадает в тюрьму, где 
пишет первый рассказ (не сохранился). Затем в его политической биографии возникает еще один 
неординарный сюжет: с конца 1916 по 1917 Зазубрин по поручению Сызранского комитета РСДРП(б) 
работает в Сызранском охранном отделении, тайно добывая сведения о действиях полиции, 
направленных против революционеров. Затем с апр. 1917, уже при Временном правительстве, он снова 
был арестован за большевистскую пропаганду; в авг. того же года — шла война — был мобилизован в 
русскую армию и ввиду почти законченного среднего образования был направлен в Павловское пехотное 
училище (Петроград), стал юнкером. Там Зазубрин встретил Октябрь 1917. Вскоре он вернулся в Сызрань, 
где был мобилизован в белую армию и направлен в Оренбургское военное училище, эвакуированное в 
Иркутск.  
      
По окончании училища в июне 1919 назначен командиром взвода 15-го Михайловского стрелкового 
добровольческого полка. Вместе с распропагандированными им солдатами Зазубрин вскоре переходит 
близ Канска на сторону красных, к сибирским партизанам. С этого времени начинается его постоянная 
агитационная и журналистская работа (канская газета «Красная звезда»; изредка печатался в 
поволжских газетах). 
      
Во время службы в Канске у Зазубрин возникает замысел пропагандистско-очеркового беллетристического 
сочинения о жестоком противостоянии людей, оказавшихся вовлеченными в Гражданскую войну. Этот 
замысел осуществился в книге «Два мира», одном из первых крупных произведений послереволюционной 
русской литературы. Книга была завершена в Иркутске в 1921, когда Зазубрин был политработником 5-й 
армии, редактором газеты «Красный стрелок», и отпечатана в военной типографии 5-й армии. В 1-м 
издании она была снабжена подзаголовком «роман», во 2-м издании его сменил подзаголовок «очерки», и 
лишь впоследствии утвердилось определение жанра книги как романа. «Два мира» были многократно 
переизданы, нередко с исправлениями и сокращениями (12 изданий при жизни автора), с одобрением 
встречены критикой, а также В.И.Лениным, М.Горьким и А.В.Луначарским (в частности, по словам 
М.Горького, Ленин отозвался о книге так: «Очень страшная книга, жуткая книга, конечно, не роман, но 
хорошая, нужная книга»). «Два мира» остались в литературе как один из ярких художественных и 
пропагандистских документов эпохи, встав первым в ряд с «Чапаевым» Д.Фурманова, «Железным 
потоком» А.Серафимовича, «Разгромом» А.Фадеева, «Донскими рассказами» М.Шолохова, «Барсуками» 
Л.Леонова. Задумано было продолжение книги, но это намерение ограничилось публикацией двух 
отрывков в журнале «Сибирские огни» в 1922. 
      
В февр. 1922 Зазубрин демобилизуется и переезжает из Иркутска сначала в Канск, а затем в 
Новониколаевск (ныне Новосибирск), где живет с 1923 по 1928, являясь одним из руководителей журнала 
«Сибирские огни» и организатором (вскоре председателем) Союза сибирских писателей. Эти годы стали 
наиболее напряженными и продуктивными в его литературной работе. Одну за другой он пишет повести 
«Щепка» (1922-23), «Общежитие» (1923), рассказ «Бледная правда» (1922-23), в которых перед 
читателем встает с жестокой правдой написанная картина новой советской действительности, возникшей 
из потрясений и разрушений, пережитых Россией в эпоху войн и революции. По свидетельству самого 
Зазубрина, «Щепка» возникла из записей рассказов многоопытного чекиста. Вначале задуман был просто 
рассказ, «затем из этих записей выросла повесть, повесть разрослась в роман. Роман будет вскоре 
закончен и напечатан...» (из «Заметок о ремесле», 1928). Однако ни повесть, ни роман напечатаны не 
были. Предложенная в «Сибирские огни» повесть была отклонена по идеологическим причинам, не был 
напечатан и роман (по некоторым свидетельствам, роман в одной из ранних редакций был прочитан 
Ф.Э.Дзержинским). Рукопись романа считается утраченной, а рукопись повести была найдена много лет 
спустя в архивах и опубликована (Сибирские огни. 1989. №2).  
      
В повести показана работа механизма террора ЧК, изображенная с такой наглядностью и документальной 
выразительностью, что повесть Зазубрина объективно оказалась не в «советской» литературе, а скорее 
рядом с такими «антисоветскими» книгами, как «Солнце мертвых» И.Шмелева, «Окаянные дни» И.Бунина, 
письмами В.Г.Короленко к Луначарскому и т.д. Это не могло не привести к полному и безусловному 
запрещению повести на многие годы. Рассказ «Бледная правда», тоже лишь единожды опубликованный 
при жизни автора, показывает, как «военно-коммунистическая» идеология и сознание вступают в 
непримиримое противоречие с ходом жизни, становясь источником новой жестокости и лжи, 
противостоящих глубинному опыту народа. Повесть «Общежитие» отразила бытовую, семейную, 
нравственную деградацию, ставшую следствием «революционного» разрушения традиционных в России 
отношений мужчины и женщины. Во всех этих произведениях русский человек показан как «щепка», 
бросаемая волнами революционных перемен и бурь. 
      
Во второй половине 1920-х, по мере того как влияние РАПП в литературе становилось все более властным 
и директивным, положение 3. заметно ухудшается. Рапповская группа «Настоящее» в Новосибирске 
повела против него настоящую войну, которая закончилась изгнанием Зазубрина из «Сибирских огней», 
сибирского СП и его переездом в Москву, где его поддержал М.Горький. В Москве Зазубрин работает 
вначале в Госиздате, затем редактором созданного по инициативе М.Горького журнале «Колхозник». 
Зазубрин был делегатом I Всесоюзного съезда писателей, членом правления Литфонда. 
      
В начале 1930-х Зазубрин пытается вернуться к творческой работе. Он задумал на сибирском материале 
большой роман-трилогию о судьбах крестьянства — от коммун до коллективизации на рубеже 1930-х. 
Была опубликована лишь первая книга — роман «Горы» (1933), где показаны кануны коллективизации. 
Роман остался недописанным, рукописи его неопубликованных частей не сохранились. В последние годы 
жизни Зазубрин работал над пьесой «Человеческие обязанности» — о врачах, медицине, о новых 
отношениях между людьми (сведения о пьесе взяты из переписки Зазубрина с М.Горьким, оценившим пьесу 
как сочинение неудачное). Рукопись пьесы не сохранилась. Зазубрин принадлежат также 
литературно-критические и автобиографические «Заметки о ремесле», «Зерно, поднявшее камень», 
«Литературная пушнина», воспоминания о М.Горьком. 
      
В 1937 Зазубрин был репрессирован, погиб в тюрьме. Реабилитирован в середине 1950-х, но из его 
произведений в те годы был опубликован в произвольно «отредактированном» виде лишь роман «Два 
мира»; по существу Зазубрин возвращается в русскую литературу XX в. лишь в конце 1980-х.
Литература и другие источники информации
| 
Дата последнего изменения: | 
Наверх