AZ-libr.ру

информационный портал





Зубцов Владимир Яковлевич
[06.06.1895-06.07.1938]

  Другие персоны с фамилией Зубцов
Другие персоны с именем Владимир
Кто родился в этот день 06.06
Кто родился в этот год 1895

       [25.5(6.6).1895, Пенза — 6.7.1938, в заключении]
       — прозаик.
       Родился в семье железнодорожного служащего. Отец Зазубрин был участником событий первой русской революции, арестовывался, в 1907 был выслан из Пензы в Сызрань под гласный надзор полиции; с ним переехала и семья. С раннего детства Зазубрин наблюдал русскую жизнь в ее насильственном разрушении: видел обыски, ходил на свидания в тюрьму, читал призывающую к насилию нелегальную литературу. В старших классах Сызранского реального училища Зазубрин вовлекается в оппозиционную деятельность: принимает участие в нелегальном ученическом журнале «Отголоски», устанавливает связь с сызранской группой социал-демократов и даже становится одним из ее руководителей.
       В 1915 его исключают из последнего класса реального училища, и на 3 месяца он попадает в тюрьму, где пишет первый рассказ (не сохранился). Затем в его политической биографии возникает еще один неординарный сюжет: с конца 1916 по 1917 Зазубрин по поручению Сызранского комитета РСДРП(б) работает в Сызранском охранном отделении, тайно добывая сведения о действиях полиции, направленных против революционеров. Затем с апр. 1917, уже при Временном правительстве, он снова был арестован за большевистскую пропаганду; в авг. того же года — шла война — был мобилизован в русскую армию и ввиду почти законченного среднего образования был направлен в Павловское пехотное училище (Петроград), стал юнкером. Там Зазубрин встретил Октябрь 1917. Вскоре он вернулся в Сызрань, где был мобилизован в белую армию и направлен в Оренбургское военное училище, эвакуированное в Иркутск.
       По окончании училища в июне 1919 назначен командиром взвода 15-го Михайловского стрелкового добровольческого полка. Вместе с распропагандированными им солдатами Зазубрин вскоре переходит близ Канска на сторону красных, к сибирским партизанам. С этого времени начинается его постоянная агитационная и журналистская работа (канская газета «Красная звезда»; изредка печатался в поволжских газетах).
       Во время службы в Канске у Зазубрин возникает замысел пропагандистско-очеркового беллетристического сочинения о жестоком противостоянии людей, оказавшихся вовлеченными в Гражданскую войну. Этот замысел осуществился в книге «Два мира», одном из первых крупных произведений послереволюционной русской литературы. Книга была завершена в Иркутске в 1921, когда Зазубрин был политработником 5-й армии, редактором газеты «Красный стрелок», и отпечатана в военной типографии 5-й армии. В 1-м издании она была снабжена подзаголовком «роман», во 2-м издании его сменил подзаголовок «очерки», и лишь впоследствии утвердилось определение жанра книги как романа. «Два мира» были многократно переизданы, нередко с исправлениями и сокращениями (12 изданий при жизни автора), с одобрением встречены критикой, а также В.И.Лениным, М.Горьким и А.В.Луначарским (в частности, по словам М.Горького, Ленин отозвался о книге так: «Очень страшная книга, жуткая книга, конечно, не роман, но хорошая, нужная книга»). «Два мира» остались в литературе как один из ярких художественных и пропагандистских документов эпохи, встав первым в ряд с «Чапаевым» Д.Фурманова, «Железным потоком» А.Серафимовича, «Разгромом» А.Фадеева, «Донскими рассказами» М.Шолохова, «Барсуками» Л.Леонова. Задумано было продолжение книги, но это намерение ограничилось публикацией двух отрывков в журнале «Сибирские огни» в 1922.
       В февр. 1922 Зазубрин демобилизуется и переезжает из Иркутска сначала в Канск, а затем в Новониколаевск (ныне Новосибирск), где живет с 1923 по 1928, являясь одним из руководителей журнала «Сибирские огни» и организатором (вскоре председателем) Союза сибирских писателей. Эти годы стали наиболее напряженными и продуктивными в его литературной работе. Одну за другой он пишет повести «Щепка» (1922-23), «Общежитие» (1923), рассказ «Бледная правда» (1922-23), в которых перед читателем встает с жестокой правдой написанная картина новой советской действительности, возникшей из потрясений и разрушений, пережитых Россией в эпоху войн и революции. По свидетельству самого Зазубрина, «Щепка» возникла из записей рассказов многоопытного чекиста. Вначале задуман был просто рассказ, «затем из этих записей выросла повесть, повесть разрослась в роман. Роман будет вскоре закончен и напечатан...» (из «Заметок о ремесле», 1928). Однако ни повесть, ни роман напечатаны не были. Предложенная в «Сибирские огни» повесть была отклонена по идеологическим причинам, не был напечатан и роман (по некоторым свидетельствам, роман в одной из ранних редакций был прочитан Ф.Э.Дзержинским). Рукопись романа считается утраченной, а рукопись повести была найдена много лет спустя в архивах и опубликована (Сибирские огни. 1989. №2).
       В повести показана работа механизма террора ЧК, изображенная с такой наглядностью и документальной выразительностью, что повесть Зазубрина объективно оказалась не в «советской» литературе, а скорее рядом с такими «антисоветскими» книгами, как «Солнце мертвых» И.Шмелева, «Окаянные дни» И.Бунина, письмами В.Г.Короленко к Луначарскому и т.д. Это не могло не привести к полному и безусловному запрещению повести на многие годы. Рассказ «Бледная правда», тоже лишь единожды опубликованный при жизни автора, показывает, как «военно-коммунистическая» идеология и сознание вступают в непримиримое противоречие с ходом жизни, становясь источником новой жестокости и лжи, противостоящих глубинному опыту народа. Повесть «Общежитие» отразила бытовую, семейную, нравственную деградацию, ставшую следствием «революционного» разрушения традиционных в России отношений мужчины и женщины. Во всех этих произведениях русский человек показан как «щепка», бросаемая волнами революционных перемен и бурь.
       Во второй половине 1920-х, по мере того как влияние РАПП в литературе становилось все более властным и директивным, положение 3. заметно ухудшается. Рапповская группа «Настоящее» в Новосибирске повела против него настоящую войну, которая закончилась изгнанием Зазубрина из «Сибирских огней», сибирского СП и его переездом в Москву, где его поддержал М.Горький. В Москве Зазубрин работает вначале в Госиздате, затем редактором созданного по инициативе М.Горького журнале «Колхозник». Зазубрин был делегатом I Всесоюзного съезда писателей, членом правления Литфонда.
       В начале 1930-х Зазубрин пытается вернуться к творческой работе. Он задумал на сибирском материале большой роман-трилогию о судьбах крестьянства — от коммун до коллективизации на рубеже 1930-х. Была опубликована лишь первая книга — роман «Горы» (1933), где показаны кануны коллективизации. Роман остался недописанным, рукописи его неопубликованных частей не сохранились. В последние годы жизни Зазубрин работал над пьесой «Человеческие обязанности» — о врачах, медицине, о новых отношениях между людьми (сведения о пьесе взяты из переписки Зазубрина с М.Горьким, оценившим пьесу как сочинение неудачное). Рукопись пьесы не сохранилась. Зазубрин принадлежат также литературно-критические и автобиографические «Заметки о ремесле», «Зерно, поднявшее камень», «Литературная пушнина», воспоминания о М.Горьком.
       В 1937 Зазубрин был репрессирован, погиб в тюрьме. Реабилитирован в середине 1950-х, но из его произведений в те годы был опубликован в произвольно «отредактированном» виде лишь роман «Два мира»; по существу Зазубрин возвращается в русскую литературу XX в. лишь в конце 1980-х.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 16:40:28 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"