Зеньковский Василий Васильевич
[16.07.1881-05.08.1962]

  Другие персоны с фамилией Зеньковский
Другие персоны с именем Василий
Кто родился в этот день 16.07
Кто родился в этот год 1881

       - философ, психолог, богослов, педагог. Историк русской философии.
       Род. в Проскурове (ныне Хмельницком).
       Окончил естественно-математический факультет Киевского университета, затем историко-филологический факультет, занимался на философском и классическом отделениях. Выезжал в Германию для работы над магистерской диссертацией на тему "Проблема психической причинности".
       Доцент, затем профессор (1916) Киевского университета.
       В 1918 - министр культуры (и вероисповеданий) в правительстве гетмана Скоропадского.
       В 1919 эмигрировал за границу. В Югославии был профессор богословского и философский факультетов в Белградском университете. Переехал в Прагу, где основал Русский педагогический институт; руководил кафедрой экспериментальной и детской психологии.
       С 1923 - председатель Педагогического бюро по зарубежным русским школьным делам.
       Во второй половине 20-х гг. - профессор Православной богословской академии в Париже, заведующий кафедрой философии.
       В 1939 арестован французскими властями и заключен в тюрьму, в одиночную камеру; затем находился больше года в лагере для интернированных на юге Франции.
       В 1942 принял сан священника.
       В 1944 был избран деканом Богословской академии.
       Зеньковский - автор широко известной "Истории русской философии". Истинное философствование, по его мнению, неотделимо от религиозного опыта и интуиции. Философия рождается из недр религиозного мировоззрения и развивается во взаимодействии с религией. Историк философии должен описывать темы, определявшие творчество какого-либо мыслителя, и те интуиции, которые направляли это творчество.
       Зеньковский считал, что русская философия никогда не порывала с религией и ее лучшие построения озарены светом православия. По признанию самого Зеньковского, в начале своего творческого пути он находился под большим влиянием Вл.Соловьева и Л.М.Лопатина.
       Со временем, однако, интересы Зеньковского сосредоточились на понятии личности и необходимости построения метафизики человека. "Если человек зависит от природы, от социальной среды, то все же бесспорным,- считает Зеньковский (Зеньковский "ИРФ". Т.II. ч.2. С.251),- является в нем факт свободы. Но акты свободы, коренясь в метафизической глубине человека, получают свою творческую силу лишь при сочетании с благодатной помощью "свыше",- без этого они бессильны и почти всегда отдают человека во власть зла. Только используя богословское понятие "первородного греха", мы можем понять одновременно наличие свободы в человеке и ограниченность ее. Раз будучи принятым, понятие первородного греха неизбежно привело меня к пересмотру основных начал метафизики, а затем гносеологии. Без понятия первородного греха нельзя понять раздвоение познавательной силы в человеке (раздвоение разума и сердца). Учение отцов Церкви о необходимости восстановления утраченного единства человеческого духа через Церковь привело меня к пересмотру всех философских построений в свете христианства, и я могу дать лишь одно наименование моим взглядам: "опыт христианской философии".
       Важное место в творчестве Зеньковского занимает исследование проблем педагогики. Для педагогической концепции Зеньковского характерно признание высокой ценности внутреннего, нравственного мира воспитуемого, стремление личности к самоформированию, уникальности развития нравственных чувств и необходимости оказания помощи в воспитательном процессе прежде всего эмоционально-нравственной стороне личности.
       В личности ребенка Зеньковский различал два слоя - эмпирический и метафизический. Эмпирерическая личность ребенка, по его мнению, полна внутренних противоречий, дисгармонии, но позади этого эмпирического "хаоса" стоит живой и творческий центр индивидуальности, ее творческая основа, ее метафизическое ядро, которое и "вносит гармонию" и порядок в личность, формирует ее индивидуальность и способствует полному раскрытию ее возможностей. Школа должна охранять и укреплять в подростке творчество, его творческие силы, источник творческой энергии. Это ее главная задача.
       Считая одной из основных проблем психологии воспитания проблему соотношения чувства и ума, эмоционального и интеллектуального в личности, Зеньковский отстаивал "центральность в человеке его моральной жизни" и был убежден, что все педагогические усилия должны быть направлены на то, чтобы юное существо могло "найти себя" и творчески преображать свой состав - взаимодействие наследственных, социальных и духовных влияний. Это положение легло в основу учения о человеке философской системы Зеньковского.
       Важнейшей темой педагогики Зеньковский считал начало свободы в человеке, уважение к детской индивидуальности, признание права ребенка иметь свои вкусы и интересы, изгнание всякого принуждения. Вне свободы, убежден он, нет воспитания: оно превращается в дрессировку. Но одной свободы недостаточно - необходимо обеспечить связь свободы и добра, что может быть достигнуто православным сознанием, признанием примата духовного начала в человеке, учением об образе Божьем в человеке. Согласовать идею личности с социальной средой, по его убеждению, возможно только через соборность - естественную и благодатную.
       Главнейшим принципом педагогики Зеньковский признает принцип индивидуальности.

Литература и другие источники информации




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 16:36:18 UTC