КОММЕНТАРИИ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ

Статья 1519. Исключительное право на наименование места происхождения товара
       1. Правообладателю принадлежит исключительное право использования наименования места происхождения товара в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на наименование места происхожде ния товара), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.
       2. Использованием наименования места происхождения товара считается размещение этого наименования, в частности:
       1) на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
       2) на бланках, счетах, иной документации и в печатных изданиях, связанных с введением товаров в гражданский оборот;
       3) в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
       4) в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
       3. Не допускается использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими соответствующего свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в пере воде либо в сочетании с такими словами, как «род», «тип», «имитация» и тому подобными, а также использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара (незаконное использование наименования места происхождения товара).
       Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или сходные с ними до степени смешения обозначения, являются контрафактными.
       4. Распоряжение исключительным правом на наименование места происхождения товара, в том числе путем его отчуждения или предо ставления другому лицу права использования этого наименования, не допускается.

Комм. Зенин И.А.

       1. Как и исключительное право на товарный знак, исключительное право на НМПТ принадлежит его правообладателю в соответствии с общими нормами ст.1229 ГК, но с учетом специфики данного средства индивидуализации товаров. Правообладатель имеет исключительное право использования НМПТ в соответствии с данной статьей любым не противоречащим закону способом (эти способы перечислены в п.2); не допускается незаконное использование НМПТ третьими лицами (этому посвящен п. 3); обладатель исключительного права на НМПТ не вправе распоряжаться данным правом (об этом сказано в п.4), и в этом заключается специфика НМПТ.
       2. Способы использования НМПТ в значительной мере сов падают со способами использования товарного знака, что обус ловлено их общим назначением служить средствами индивидуа лизации товаров. Статья 1519 ГК содержит не исчерпывающий, а примерный перечень данных способов, являющихся наиболее распространенными.
       Способами использования НМПТ служит его размещение на любых воспринимаемых приобретателями товаров поверхностях вещей и воспроизводимых с помощью ЭВМ машиночитаемых объектах. Это могут быть, прежде всего, сами товары, индивидуализация которых является главной функцией НМПТ в соответствии со ст.1516 ГК. Имеются в виду товары, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ либо хранятся и перевозятся с этой же целью, либо ввозятся на территорию РФ. Другими способами использования НМПТ являются их размещение, в частности: на этикетках указанных товаров и их упаковках, а также на связанных с введением этих товаров в гражданский оборот бланках, счетах, иной документации, в печатных изданиях, в предложениях о продаже товаров, в объявлениях на вывесках, в рекламе, в сети «Интернет», в том числе в доменном имени ее пользователя и при других способах его адресации.
       3. Негативная функция исключительного права на зарегистри рованное НМПТ заключается в недопустимости его использова ния, в первую очередь, лицами, не имеющими свидетельства на право использования данного НМПТ. Вместе с тем недопустимым является также использование указанными лицами даже заре гистрированного, т.е. подлинного НМПТ, если оно сопровождает ся приписками таких слов, как «род», «тип», «имитация», «new» и им подобных. Кстати сказать, после введения и усиления охра ны НМПТ как в России, так в бывших республиках СССР, с при лавков российских магазинов стали постепенно исчезать напитки с этикетками вроде «Боржоми нью».
       В соответствии с п.3 ст.1519 ГК контрафактными являются товары, этикетки и упаковки товаров, на которых незаконно использованы не только зарегистрированные НМПТ, но и обозначения, сходные с зарегистрированными НМПТ до степени смешения.
       4. Пункт 4 ст. 1519 ГК выражает существенное отличие содержания исключительного права на НМПТ и порядка его приобретения. В соответствии с этим пунктом обладатель исключительного права на НМПТ не вправе им распоряжаться.
       Не допускается никаким способом (ни договорным, ни бездоговорным) распоряжение исключительным правом на НМПТ, включая его отчуждение либо предоставление другому лицу права использования НМПТ, скажем, по лицензионному договору. Объясняется это особенностями самого НМПТ, выраженными в п.1 ст.1516 ГК.
       Поскольку НМПТ предназначено для индивидуализации товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для названного в НМПТ географического объекта, проверка на соответствие используемого НМПТ его признакам, закрепленным в свидетельстве о его регистрации, не может быть отдана на усмотрение правообладателя и другого лица, желающего получить исключительное право использования НМПТ.
       Как отмечалось, согласно п.2 ст.1518 ГК для приобретения исключительного права использования НМПТ лицо, изъявившее такое желание, должно подтвердить, что оно производит товар не только в границах того же географического объекта, которое указано в НМПТ (что сделать нетрудно), но и соответствие производимого товара особым свойствам, обусловившим государственную регистрацию данного средства индивидуализации. Экспертиза товара на соответствие указанным признакам должна, естественно, производиться тем же органом, который проводил ее по заявке на государственную регистрацию НМПТ, т.е. федеральным органом по интеллектуальной собственности. Поэтому исключительное право использования НМПТ может быть предоставлено любым желающим лицам только по решению данного органа.




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:15:28 UTC