КОММЕНТАРИИ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ

Статья 1516. Наименование места происхождения товара
       1. Наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519) производителей такого товара.
       2. Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства.

Комм. Зенин И.А.

       1. Наименование места происхождения товара (далее — НМПТ), которому предоставляется правовая охрана (первоначально в соответствии с Законом о товарных знаках), является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное либо сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. В соответствии с п.1 ст.1516 ГК на использование этого НМПТ может быть признано исключительное право производителей такого товара, определяемое по нормам ст. 1229 и 1519 ГК.
       В связи с непродолжительностью периода, в пределах которого в России охраняются НМПТ, у многих российских граждан по-прежнему этот объект права прежде всего ассоциируется с зарубежными географическим объектами, такими, как, например, «коньяк» и «шампанское» (Франция), «дортмундское пиво» («Dortmunder Bier» — Германия), «Толедские клинки» («Espadas de Toledo» — Испания) и др. Однако поскольку НМПТ способствуют, как показал зарубежный опыт, повышению спроса на маркируемые ими товары и увеличению прибыли, Российская Федерация также установила правовую охрану данных НМПТ, и российские наименования мест происхождения российских товаров завоевывают все большее признание как у российских, так и у иностранных приобретателей данных товаров.
       В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано довольно много НМПТ. Среди наиболее популярных охраняемых наименований значатся: «Гжель», «Вологодское кружево», «Ессентуки», «Хохлома», «Можайское молоко», «Оренбургский пуховый платок», «Кусинское литье», «Городецкая роспись», «Тульский пряник», «Воронежский хлеб» и др.
       НМПТ обладает большим числом легальных, т.е. юридически значимых признаков. Прежде всего, НМПТ — это самое широкое географическое наименование: страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта (примеры: «Красносельская скань», «Рязанские узоры», «Федоскино», «Тверская кукла», «Московская», «Жостово» и др.). Далее, место происхождения товара, содержащееся в наименовании, может быть современным («Кисловодский фарфор») или историческим («Сыр адыгейский»), официальным («Минеральная вода Липецкая») и неофициальным («Горячий ключ»), полным или сокращенным наименованием соответствующего географического объекта. НМПТ может быть и зачастую бывает производным от назначения этого объекта («Златоустовская гравюра на стали», «Уфалейский мрамор», «Кашинская» и др.).
       Важным признаком НМПТ является его известность в отношении определенного товара (керамики, кружев, минеральной воды, водки, детских игрушек, сыра, молока, металлических литых изделий и т.п.). При этом товар должен обладать особыми, разумеется, ценными свойствами. Данные свойства должны исключительно или главным (т.е. преобладающим) образом определяться природными (климатическими, метеорологическими, почвенными и т.п.) условиями и (или) людскими (этнографическими) факторами (т.е. человеческим мастерством). И наконец, самое важное, указанные условия и факторы должны быть характерными именно для данного конкретного географического объекта.
       2. С течением времени наименования некоторых мест происхождения товаров могут входить во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида, не связанные с местами их производства. Поэтому подобные обозначения, хотя они представляют собой или содержат наименование географического объекта, которое в свое время признавались НМПТ, войдя во всеобщее употребление, не признаются НМПТ. Примерами могут служить такие российские обозначения, как «Жигулевское пиво», «Вологодское масло», «Московская водка», «Тамбовская игрушка» и др., или иностранные, такие, как «Камамбер», «Ямайский ром», «Английский пластырь» и др.




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:15:26 UTC