КОММЕНТАРИИ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ

Статья 1483. Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака
       1. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способно стью или состоящих только из элементов:
       1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
       2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
       3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
       4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением то варов.
       Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
       Положения настоящего пункта не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.
       2. В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой:
       1) государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки;
       2) сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки;
       3) официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия;
       4) обозначения, сходные до степени смешения с элементами, указанными в подпунктах 1—3 настоящего пункта.
       Такие элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа.
       3. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:
       1) являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;
       2) противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
       4. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.
       5. В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств — участников этого международного договора в качестве обозначений, позволя ющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта.
       6. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:
       1) товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (статья 1492) в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана или не признана отозванной;
       2) товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;
       3) товарными знаками других лиц, признанными в установленном настоящим Кодексом порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров.
       Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, указанных в настоящем пункте, допускается только с согласия правообладателя.
       7. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованием места происхождения товаров, охраняемым в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случая, когда такое обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего исключительное право на такое наименование, если регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара.
       8. Не могут быть в отношении однородных товаров зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в Российской Федерации фирменным наименованием или коммерческим обозначением (от дельными элементами таких наименования или обозначения) либо с наименованием селекционного достижения, зарегистрированного в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.
       9. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные:
       1) названию известного в Российской Федерации на дату подачи за явки на государственную регистрацию товарного знака (статья 1492) произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;
       2) имени (статья 19), псевдониму (пункт 1 статьи 1265) или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в Российской Федерации на дату подачи заявки лица, без согласия этого лица или его наследника;
       3) промышленному образцу, знаку соответствия, доменному имени, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.
       10. По основаниям, предусмотренным в настоящей статье, правовая охрана также не предоставляется обозначениям, признаваемым товарными знаками в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Комм. Зенин И.А.

       1. Статья 1483 ГК содержит нормы, являющиеся ключевыми для определения охраноспособности товарного знака и его государственной регистрации. Ранее аналогичные нормы содержались в ст. 6 и 7 Закона о товарных знаках.
       В отличие от критериев патентоспособности, скажем, изобретения, закрепленных в ст.1350 ГК, сравнение с которыми заявленного новшества позволяет вынести решение о выдаче или об отказе в выдаче на него патента, охраноспособность товарного знака устанавливается своеобразным методом «от противного». Статья 1483 ГК закрепляет перечень обозначений, которые по тем или иным причинам не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков.
       Прежде всего, не допускается государственная регистрация как товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью. Подобная способность является определяющим признаком товарного знака. Ее конкретное проявление зависит от специфических свойств товара, для которых предназначен товарный знак. Однако в любом случае отсутствие у какого-либо обозначения свойства оказания потребителю товара помощи в распознании определенных однородных товаров различных производителей лишает всякого смысла его регистрацию в качестве товарного знака.
       Вследствие сказанного не обладают различительной способностью, скажем, любые знаки пунктуации и препинания — точки, запятые, тире и т.п., а также линии, простые геометрические фигуры, отдельные буквы и цифры, не несущие никакой информационно-смысловой нагрузки. Точно так же не обладают различительной способностью сами по себе наименования видов товаров (мебель, брюки, посуда и т.п.), слова и знаки, указывающие на особенности стирки и глажения отдельных видов одежды.
       В п.1 ст.1483 отдельно названы как нерегистрируемые в качестве товарных знаков обозначения, состоящие целиком из одного из четырех видов перечисленных в данном пункте элементов. Прежде чем пояснить эти виды, следует отметить, что правила п.1 ст.1483 базируются на нормах ст. quinquies B(2) Парижской конвенции по охране промышленной собственности, где говорится о знаках, которые «лишены каких-либо отличительных признаков или составлены исключительно из знаков или указаний, могущих служить в торговле для обозначения вида, качества, количества, назначения, стоимости, места происхождения продуктов или времени их изготовления, либо ставших общепринятыми в обиходном языке или в добросовестных и устоявшихся торговых обычаях страны, где испрашивается охрана».
       Несмотря на некоторые различия правил Конвенции и п.1 ст.1483 ГК, в основном они соответствуют друг другу.
       Итак, не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков, обозначений, состоящих из элементов, во-первых, вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида. Речь идет о таких общеупотребительных обозначениях как, например, «автомобиль», «кофеварка», «компьютер» и т.п.
       Во-вторых, не допускается государственная регистрация обозначений, состоящих полностью из элементов, являющихся общепринятыми символами и терминами, такими символами, как, например, знак остановки «Stop», изображение утюга, перечеркнутого двумя линиями как символ того, что изделие не подлежит глажению при помощи этого нагревательного прибора. Примерами общепринятых терминов могут служить обозначения типа «температура», «сила тока», «глагол» и другие бытовые условные научно-технические категории.
       В-третьих, не регистрируются обозначения, элементы которых исключительно характеризуют, т.е. оценивают товары как таковые, указывая на их вид (туфли, цемент, стеклопакет), качество (прочный, надежный, яркий), количество (тонна, литр, кубометр), свойство (твердый, водоотталкивающий, несгораемый), назначение (кровельный, консервный, зимний), ценность, а также на время, место и способ производства или сбыта товаров (в том числе названия и адреса фирм-производителей и поставщиков).
       Наконец, в-четвертых, в регистрации знака может быть отказано, если он состоит только из элементов, представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров (шар — для футбольных мячей, силуэт электрической лампочки — для электрических ламп накаливания).
       Сказанное не исключает полностью использование перечисленных элементов. Однако они могут быть включены в товарный знак лишь как неохраняемые элементы. Кроме того, необходимо, чтобы эти элементы не занимали в товарном знаке доминирующего, т.е. преобладающего, главенствующего смыслового или объемно-пространственного положения.
       Исключение изо всех правил, установленных п.1 ст.1483 ГК, касается обозначений, приобретших различительную способность в результате их длительного использования (см. комментарий к ст.1508 ГК). Данная норма также основывается на ст.6 quinqes С (1) Парижской конвенции по охране промышленной собственности, в соответствии с которой «чтобы определить, может ли быть знак предметом охраны, необходимо учитывать все фактические обстоятельства, особенно продолжительность применения знака». Примерами подобных товарных знаков могут служить широко известные благодаря их длительному использованию во всем мире обозначения «ВР» (бензин), «ТДК» (видеокассета), «BMW» (автомобили). Поскольку охрана подобных обозначений за рубежом применяется давно, а в России установлена впервые, примеров аналогичных российских товарных знаков пока не наблюдается. Различительная способность в указанном случае получила название «приобретенной различительной способности».
       2. Следующие виды запрета на регистрацию также напрямую связаны с международным договором РФ, а именно со ст.6ter названной выше Конвенции. Согласно подп.«а» п.1 данной статьи «страны Союза договариваются отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать путем соответствующих мер использование без разрешения компетентных властей в качестве товарных знаков или в качестве элементов этих знаков гербов, флагов и других государственных эмблем стран Союза, введенных ими официальных знаков и клейм контроля и гарантии, а также всякое подражание этому с точки зрения геральдики». В последующих пунктах и подпунктах ст.6ter конкретизируются различные частные модификации указанных запретов.
       Пункт 2 ст.1483 ГК не допускает государственную регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой: государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки (например, Знамя Победы); сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки (например, ООН, ЮНЕСКО, Международный олимпийский комитет, Всемирная организация здравоохранения); официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия (например, эталонные гири, орден Почета, погоны полковника Вооруженных Сил РФ); обозначения, сходные до степени смешения с вышеперечисленными элементами.
       Как известно, с введением в действие в Российской Федерации Федеральных конституционных законов от 25.12.2000 №2-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации» и от 25.12.2000 №1-ФКЗ «О государственном флаге Российской Федерации» установлены специальные правила использования данных форм российской государственной символики, определяющих перечни видов зданий, кабинетов, залов и бланков документов, на которых или в которых должен помещаться Герб или Флаг России. Право установления других случаев использования данных форм государственной символики России предоставлено Президенту РФ.
       В фирменные наименования юридических лиц при соблюдении установленных законодательством условий допускалось включение наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний (см. комментарий к ст.1473 ГК). В настоящее время право включения в фирменные наименования указаний на принадлежность предприятия как юридического лица соответственно Российской Федерации или субъекту РФ предоставлено только федеральным государственным унитарным предприятиям или аналогичным предприятиям субъектов РФ. Включение данных наименований в фирменные наименования частных коммерческих организаций существенно ограничено. Право включения касается только наименования «Российская Федерация». Предоставлено оно только акционерным обществам. Допускается включение только по разрешению Правительства РФ. И наконец, необходимо, чтобы более 75% акций акционерного общества принадлежало Российской Федерации.
       В соответствии с этим не исключено использование в товарных знаках государственных унитарных предприятий РФ и ее субъектов, а также в товарных знаках некоторых акционерных обществ (типа РАО «ЕЭС России») официальных наименований «Россия», «Российская Федерация», «Москва», «Пермский край» и т.п. либо слов, производных от этих наименований. При этом все подобные элементы, как и элементы, указанные в п.1 ст.1483 ГК, в том числе в виде частей фирменных наименований, могут быть включены в товарный знак лишь как неохраняемые элементы и только при условии дачи согласия на это соответствующего компетентного органа.
       В качестве компетентного органа в России может выступать орган государственной власти РФ или ее субъекта. Кроме того, в этом качестве могут выступать органы международных организаций, в частности, ВОИС, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО и др. Использование некоторых видов символики урегулировано даже специальной международной конвенцией. Имеется в виду Найробский договор об охране олимпийского символа (г.Найроби, 26 сентября 1981г.), в котором участвует и Россия. Этот договор устанавливает условия и порядок получения согласия находящегося в г.Лозанна (Швейцария) Международного олимпийского комитета (МОК) на использование олимпийской символики. Данная символика выражается в виде пяти переплетенных колец в одноцветном или многоцветном исполнении, олимпийского флага с изображением этих колец и олимпийского девиза, состоящего из трех слов: «быстрее, выше, сильнее» (на латинском языке).
       Положения ст.6ter Парижской конвенции по охране промышленной собственности, касающиеся использования в разрешительном порядке сокращенных или полных наименований государств — членов ВОИС, международных и межправительственных организаций, их гербов, флагов, других символов и знаков реализуются при помощи Международного бюро ВОИС в Женеве (Швейцария). Заинтересованные лица направляют соответствующие обозначения в данное бюро, а оно производит рассылку полученной информации в страны — участницы Стокгольмской конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности.
       3. Помимо многих перечисленных обозначений, которые хотя бы и как неохраняемые элементы, но все-таки могут быть включены в товарные знаки, если они не занимают в них доминирующего положения, имеются два вида запретов, которые ни при каких условиях не позволяют зарегистрировать некоторые обозначения в качестве товарных знаков. Эти запреты в первую очередь касаются обозначений, которые представляют собой либо содержат элементы, являющиеся ложными или способные ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя. На первый взгляд, между ложными товарными знаками и товарными знаками, способными ввести в заблуждение, существует только терминологическое различие. Например, если на автомобиль марки «Жигули» предлагается зарегистрировать товарный знак с указанным в качестве заявителя ОАО «Московский автомобильный завод имени Лихачева», то подобный знак, будь он зарегистрирован, можно, бесспорно, рассматривать как ложный. Многим известно, что «Жигули» выпускаются Тольяттинским заводом. Поэтому указание в качестве производителя автомобилей московского предприятия будет ложным относительно производителя данного товара и места его нахождения
       Однако не исключена и другая ситуация. Дело в том, что оценка знака как вводящего в заблуждение зависит от субъективных знаний отдельных потребителей об определенном товаре, его производителе и месте нахождения последнего. Скажем, если лицо не знает, что «Жигули» производятся в г.Тольятти, для него указание г.Москвы как места их производства явится фактором, вводящим в заблуждение.
       Не подлежат регистрации в качестве товарных знаков обозначения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали. Категория общественных интересов включает интересы как всего общества, всего населения, так и их отдельных слоев или групп. Обозначения, подпадающие под это основание запрета, как правило, связаны с антигосударственными, антирелигиозными, антидемократическими и (или) националистическими лозунгами, символами (вроде свастики) и иными изображениями, оскорбляющими патриотические, религиозные и тому подобные чувства.
       Принципы гуманности предполагают уважение к жизни и здоровью как отдельного человека, так и их групп и человечества в целом. Поэтому недопустимы обозначения, регистрация которых в качестве товарных знаков способствовала бы повышению насилия в обществе. Категория общественной морали оценивает любое явление или факт с принятого в обществе в конкретный период его существования понимания добра и зла, применимых по отношению не только к людям, но и к животным и природе в целом. Поэтому если, скажем, устройства для мучительной дрессировки животных рассматриваются как аморальные и не могут регистрироваться как изобретения (даже если в техническом плане они вполне патентоспособны), то на том же основании не подлежат регистрации и товарные знаки, маркирующие эти устройства.
       4. Недопустимость государственной регистрации в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями, связана с довольно широким кругом юридически значимых объектов. Это особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации либо объекты всемирного культурного или природного наследия. Применительно к официальному наименованию и изображению каждого из этих объектов трактовка их тождества или сходства до степени смешения с заявленным обозначением может различаться. При этом (как и в предыдущих случаях) если тождество (либо ложность) обозначения установить сравнительно нетрудно, то сходство до степени смешения (как и способность ввести в заблуждение) определить значительно труднее, поскольку последнее зависит от субъективных представлений конкретного лица.
       Следует также учитывать, что данные основания запрета были впервые введены в Закон о товарных знаках Федеральным законом от 11.12.2002 №166-ФЗ {Утратил силу с 1 января 2008г.} и почти дословно включены в ст.1483 ГК. Кроме того, при уяснении содержания п.4 ст.1483 ГК необходимо руководствоваться также предписаниями Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в ред. от 08.11.2007) {СЗ РФ. 2002. №26. Ст.2519; 2004. №35. Ст.3607; 2005. №23. Ст.2203; 2006. №1. Ст.10; 2007. №1. Ст.21; №46. Ст.5554.} и Положением об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 30.11.1992 №1487 (в ред. от 25.02.2003) {САПП РФ. 1992. №23. Ст.1961; 2001. №49. Ст.4611; 2003. №9. Ст.851.}.
       Положением установлены правила включения особо ценных объектов в хранящийся в Минкультуры России Государственный свод подобных объектов. В числе данных объектов Большой театр, Третьяковская галерея, архитектурный ансамбль Кижи, Нижегородский кремль и многие другие подобные объекты.
       Запрет на государственную регистрацию в качестве товарных знаков изображений культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, связан с отсутствием согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков. Например, если изображение Аленушки с картины кисти художника Васнецова хранится в Третьяковской галерее, то на регистрацию данного изображения (в том числе на обертках конфет и(или) на коробках для конфет) в качестве товарного знака необходимо получить согласие администрации указанной галереи. Без такого согласия регистрация не допускается.
       Такой вывод полностью соответствует как п.4 ст.1483 ГК, так и ст.12 Положения об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, согласно которой «организации, предприятия и учреждения, отнесенные к особо ценным объектам или использующие их, имеют исключительное право использовать в рекламных целях собственное обозначение (официальное наименование, товарный знак), изображения и репродукции художественных и культурных ценностей, хранящихся в их коллекциях, собраниях и фондах, а также предоставлять такое право другим юридическим и физическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации».
       5. В целях приведения законодательства РФ в соответствие с требованием ст.23 Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (TRIPS) впервые сначала в п.5 ст.6 Закона о товарных знаках, а затем почти дословно в п.5 ст.1483 ГК включены нормы, не допускающие регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств — участников указанного соглашения. Речь идет об обозначениях, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с территории данного государства (производимые в границах его географического объекта).
       При этом имеется в виду, что данные вина или спиртные напитки имеют особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением. Кроме того, заявляемый товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории указанного географического объекта.
       Таким образом, хотя Россия еще и не присоединилась к Соглашению TRIPS, ее законодательство теперь соответствует требованию п.1 ст.23 данного Соглашения, по смыслу которого каждая страна-член должна предусматривать правовые средства, позволяющие заинтересованным лицам предотвращать использование географического указания, идентифицирующего вина, для вин, не происходящих из места, обозначенного данным географическим указанием, или идентифицирующего крепкие спиртные напитки, для спиртных напитков, не происходящих из места, обозначенного данным географическим указанием, даже если указывается подлинное происхождение товаров, или географическое указание используется в переводе или сопровождается такими выражениями, как «вид», «тип», «в стиле», «имитация» или «подобными». Указанные правила касаются прежде всего таких охраняемых обозначений, как «Коньяк», «Шампанское», «Русская водка», «Шотландское виски» и т.п.
       6. Отказ в регистрации товарного знака может быть мотивирован тождеством или сходством до степени смешения заявленных обозначений: во-первых, с товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (см. комментарий к ст.1492) в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана или не признана отозванной; во-вторых, с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором РФ (например, Мадридским соглашением о международной регистрации знаков), в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет; в-третьих, с товарными знаками других лиц, признанными в установленном ГК порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров (см. комментарии к ст. 1508,1509 ГК).
       В порядке исключения регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, указанных в п.6 ст.1483 ГК (но не тождественного им), допускается только при условии согласия на это правообладателя.
       При использовании перечисленных в п.6 ст.1483 ГК мотивов отказа следует исходить из признания тождественными обозначений, у которых совпадают все элементы, а сходными до степени смешения, когда у обозначений имеются некоторые отличия, но они в целом производят аналогичное впечатление на потребителя. Важно и другое: заявленное обозначение сравнивается на предмет его регистрации только с юридически значимыми заявками, т.е. с заявками, которые не были отозваны заявителем или признаны отозванными в установленном законом порядке. Кроме того, не принимаются в расчет так называемые отказные заявки и заявки, невозможность регистрации товарных знаков и выдача свидетельств по которым обусловлены нарушениями заявителями обязанности по уплате соответствующих пошлин. При оценке однородности товаров учитывается помимо их классов по Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ) {Эта классификация была утверждена в 1957 г. Ниццким соглашением о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков. Впоследствии в нее вносились изменения и дополнения, поскольку набор товаров и услуг, а также их классов постоянно обновляется. В число около 60 стран — участниц данного соглашения входит и Российская Федерация как правопреемница СССР, вступившего в это соглашение в 1971г.} и родовидового сходства, некоторые другие дополнительные признаки, в том числе производственно-технологические особенности их изготовления.
       7. По общему правилу, нельзя регистрировать в качестве то варных знаков в отношении любых (т.е. не обязательно однородных) товаров обозначения тождественные или сходные до степени смешения с наименованием места происхождения товаров, охраня емым в соответствии с ГК (см. комментарии к ст.15161537 ГК). Од нако из этого правила имеется исключение. Регистрация допуска ется при соблюдении как минимум трех условий: 1) охраняемое наименование включено в товарный знак как его неохраняемый элемент; 2) товарный знак регистрируется на имя лица, именующего исключительное право на такое наименование; 3) регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано и само наиме нование места происхождения товара.
       8. Сходные правила о недопустимости регистрации товарного знака связаны с фирменными наименованиями и коммерчески ми обозначениями. В отношении однородных товаров не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в Российской Федерации фирменным наименованием или ком мерческим обозначением (равно как и с отдельными элементами таких наименования или обозначения) либо с наименованием селекционного достижения, зарегистрированного в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений. Единственным основанием отказа в регистрации по п. 8 ст. 1483 ГК служит наличие в Российской Федерации прав на указанное фирменное наименование, коммерческое обозначение (их отдельные элементы) или наименование селекционного достижения, возникших у иных лиц ранее даты приоритета товарного знака, заявленного на регистрацию (см. комментарий к ст.1494 ГК).
       9. Запрет на регистрацию товарного знака может быть предопределен коллизией между заявленным обозначением и некоторыми другими обозначениями, относящимися к сферам авторского и патентного права. В частности, в соответствии с п.7 ст.1259 ГК авторские права распространяются не только на само произведение, но и на его часть, а также на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п.3 данной статьи, т.е. если они выражены в какой-либо объективной форме, в том числе, в частности, в письменной форме, в форме изображения, видеозаписи или в объемно-пространственной форме.
       Поэтому не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака обозначение, тождественное названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки на государственную регистрации товарного знака (ст.1492 ГК) произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту. Непременными условиями отказа в регистрации служат: 1) отсутствие согласия правообладателя и 2) возникновение авторских прав ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.
       При этом важно, чтобы перечисленные элементы произведений относились к известным в России произведениям. Источники доказательств известности весьма многочисленны. Сюда можно отнести, в частности, каталоги библиотек, проспекты издательств, различных выставок, информационные материалы всех СМИ и сайты Интернет.
       При регистрации в качестве товарного знака обозначения, включающего, с согласия правообладателя, охраняемые объекты авторских прав, разумеется, должны быть установлены все необходимые признаки охраноспособности конкретного вида товарного знака и, прежде всего, его различительная способность. Например, при использовании для такого знака названия какого-либо произведения необходимо, чтобы это название, во-первых, способствовало индивидуализации самого товара и, во-вторых, было названием действительно известного потребителям произведения. Так, для товарного знака фирмы, производящей аксессуары для балетных спектаклей, вполне подошло бы обозначение в виде названия знаменитого балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро».
       Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, тождественные имени (ст.19 ГК), псевдониму (п.1 ст.1265 ГК) или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в Российской Федерации на дату подачи заявки лица, без согласия этого лица или его наследника.
       Запрет на регистрацию установлен для обозначения, тождественного промышленному образцу, знаку соответствия и доменному имени. Единственным условием запрета служит возникновение прав на эти объекты ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.
       10. Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака, предусмотренные ст.1483 ГК, используются также при отказе в предоставлении охраны обозначениям, признаваемым товарными знаками в соответствии с международными договорами РФ, прежде всего такими, как Парижская конвенция по охране промышленной собственности и Мадридское соглашение о международной регистрации знаков.




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:15:12 UTC