КОММЕНТАРИИ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ

Статья 1475. Действие исключительного права на фирменное наименование на территории Российской Федерации
       1. На территории Российской Федерации действует исключительное право на фирменное наименование, включенное в единый государственный реестр юридических лиц.
       2. Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.

Комм. Зенин И.А.

       1. В ст.1475 впервые на уровне ГК декларируется непременное условие действия на территории РФ исключительного права только на фирменное наименование, включенное в ЕГРЮЛ. Порядок государственной регистрации юридических лиц должен определяться согласно ст.51 ГК, Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 01.12.2007) {СЗ РФ. 2001. №33 (ч.1). Ст.3431; 2003. №26. Ст.2565; №50. Ст.4855; №52 (ч.1). Ст.5037; 2004. №45. Ст.4377; 2005. №27. Ст.2722; 2007. №7. Ст.834; №30. Ст.3754; №49. Ст.6079.}.
       Юридическое лицо может действовать на основании устава (например, акционерное общество), либо учредительного договора и устава (общество с ограниченной ответственностью), либо только учредительного договора (полное товарищество). Учредители (участники) юридического лица должны заключить учредительный договор и (или) утвердить устав юридического лица и направить эти учредительные документы одновременно с другими, требуемыми дополнительно для регистрации некоторых видов юридических лиц, а также заявление о регистрации и свидетельство об уплате государственной пошлины в регистрирующий орган. Учредительные документы могут быть также направлены в регистрирующий орган ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения.
       При изучении действующего порядка государственной регистрации как создания, так и реорганизации и ликвидации юридических лиц, необходимо учитывать соответствующие изменения и дополнения, внесенные в ст. 48, 49, 51, 54, 6164, 87, 90, 96, 101, 104, 113115 ГК, а также в федеральные законы, определяющие правовой статус различных организационно-правовых форм юридических лиц.
       Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 02.03.2007) {СЗ РФ. 1997. №51. Ст.5712; 1998. №1. Ст.1; 2004. №25. Ст.2478; №45. Ст.4376; 2005. №23. Ст.2197; 2007. №6. Ст.680; №10. Ст.1147.}.
       В соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 17.05.2002 №319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц» {СЗ РФ. 2002. №20. Ст.1872; 2003. №38. Ст.3667.} таким органом являлось МНС России (ныне — ФНС России).
       За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах. В Российской Федерации ведется государственный реестр юридических лиц, содержащий сведения об их создании, реорганизации и ликвидации. Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 №438 (в ред. от 27.07.2007) {СЗ РФ. 2002. №26. Ст.2585; №46. Ст.4597; 2003. №33. Ст.3270; №43. Ст.4238; 2004. №10. Ст.864; 2005. №51. Ст.5546; 2006. №49 (ч.2). Ст.5220; 2007. №34. Ст.4237; №32. Ст.4146.}. Правительство РФ постановлением от 19.06.2002 №439 (в ред. от 27.07.2007) {СЗ РФ. 2002. №26. Ст.2586; 2003. №7. Ст.642; №43. Ст.4238; 2004. №10. Ст.864; 2005. №51. Ст.5546; 2006. №17. Ст.1869; №22. Ст.2334; 2007. №32. Ст.4146.} утвердило также формы документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требования к их оформлению. Приказом ФНС России от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16® утверждены Методические разъяснения по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя {БНА. 2005.}.
       Единство и сопоставимость сведений, содержащихся в государственном реестре, обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственного реестра. ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом.
       ЕГРЮЛ ведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственного реестра.
       Ведение ЕГРЮЛ на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственного реестра с иными федеральными информационными системами и сетями.
       В ЕГРЮЛ содержатся следующие сведения и документы о коммерческой организации — юридическом лице:
       — полное и (в случае, если имеется) сокращенное фирменное наименование на русском языке. В случае если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на ино странном языке, в государственном реестре указывается также наименование юридического лица на этих языках;
       — организационно-правовая форма.
       2. Исключительное право на фирменное наименование, возникающее со дня государственной регистрации юридического лица, прекращается в момент исключения данного наименования из ЕГРЮЛ по двум мотивам: 1) в связи с прекращением юридического лица и 2) в связи с изменением самого фирменного наименования.
       В свою очередь, прекращение юридического лица также может явиться следствием двух действий: 1) реорганизации и 2) ликвидации юридического лица.
       Реорганизация юридического лица осуществляется путем слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования. Она может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, например, правления или совета директоров.
       В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов, например, ФАС России, или по решению суда.
       Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц.
       В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
       Юридическое лицо считается реорганизованным, заисключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
       Формой прекращения деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам является ликвидация. Правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ (абз.1 п.3 ст.49 ГК). С этого же момента прекращается и его исключительное право на фирменное наименование. Существуют два способа ликвидации — добровольный и принудительный. В добровольном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано по желанию его учредителей (участников) или уполномоченного органа юридического лица в связи, в частности, с истечением срока, на который было создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, а также при нарушении участниками общества с ограниченной ответственностью обязанности по оплате неоплаченной части уставного капитала общества в течение первого года его деятельности (п.3 ст.90 ГК). Самостоятельным способом прекращения юридического лица является исключение его из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (подп.«и» п.1 ст.5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Имеются в виду недействующие юридические лица.
       Ликвидация юридического лица — коммерческой организации — в принудительном порядке производится по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных ГК (абз.3 п.2 ст.61 ГК).
       Требование о ликвидации юридического лица по указанным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставляется законом, например федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование соответствующей деятельности. При этом решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены-обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
       Лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, во-первых, устанавливают порядок, сроки ликвидации и назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора). В свою очередь, ликвидационная комиссия выполняет ряд важных функций, в частности: публикует информацию о ликвидации юридического лица, порядке и сроке (не менее чем двухмесячном) заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, их письменному уведомлению о ликвидации, получению дебиторской задолженности; по окончании срока для представления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс с указанием сведений о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения; составляет после завершения расчетов с кредиторами ликвидационный баланс. Ликвидация юридического лица считается завершенной после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. С этого момента происходит прекращение также исключительного права на фирменное наименование.
       Изменение фирменного наименования также прекращает исключительное право на него. Поскольку изменение любого реквизита юридического лица требует внесения его в устав данного юридического лица и, соответственно, в ЕГРЮЛ, можно считать, что и прекращение исключительного права на измененное фирменное наименование происходит в момент внесения соответствующего изменения в ЕГРЮЛ. Вместе с тем одновременно у юридического лица возникает исключительное право на новое (изменившееся) фирменное наименование.




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:15:10 UTC