КОММЕНТАРИИ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ

Статья 1474. Исключительное право на фирменное наименование
       1. Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.
       Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в единый государственный реестр юридических лиц.
       2. Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.
       3. Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если ука занные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.
       4. Юридическое лицо, нарушившее правила пункта 3 настоящей статьи, обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки.

Комм. Зенин И.А.

       1. Трактовка исключительного права на фирменное наименование базируется на отдельных общих нормах ст.1229 ГК, посвященной исключительному праву в целом.
       Статья 1229 ГК не является абсолютно новой. Категория «исключительные права» упоминалась в п.1 ст.2, п.4 ст.54, ст.128, 138, 1027 и некоторых других статьях ГК. Новизна данной статьи заключается в обобщенном раскрытии содержания этой категории применительно ко всем результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации.
       Термин «исключительный» имеет троякий смысл. С одной стороны, он свидетельствует об особом, не похожем на другие, характере явления, с другой стороны, о высоком уровне качества данного явления (независимо — положительного или отрицательного) и, в-третьих, о принадлежности данного явления только одному субъекту. Категорию «исключительное право» следует понимать именно в третьем смысле.
       Эту категорию называют также абсолютным правом. Подобно тому, как в абсолютном вещном праве собственности при известности обладателя этого права обязанными считаются все без исключения третьи лица, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации предполагает при известности носителя права (автора, патентообладателя, обладателя фирменного наименования и т.п.) наличие неограниченного круга лиц, обязанных никаким способом и ни в какой форме не нарушать его абсолютное (исключительное) право.
       Статья 1229 раскрывает содержание исключительного права, его позитивные и негативные стороны. В позитивном плане статья закрепляет за гражданином или юридическим лицом, обладающим исключительным правом на объект интеллектуальной собственности или средство индивидуализации, право использования такого объекта по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, в частности, в собственной предпринимательской или другой деятельности. Он также может распорядиться исключительным правом в соответствии со ст.1233 ГК, если ГК не предусмотрено иное. Иначе говоря, правообладатель вправе произвести его отчуждение по договору другому лицу либо предоставить право использования соответствующего результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации по лицензионному договору. Но в этой части нормы ст.1229 ГК к фирменному наименованию не применимы. Иные нормы закреплены в ст.1474 ГК.
       Правообладатель может по своему усмотрению запретить другим лицам использование объекта интеллектуальной собственности (негативный аспект содержания исключительного права). При этом отсутствие явно выраженного запрета не считается согласием или разрешением на использование. Сказанное означает, что другие лица не могут использовать охраняемый объект без согласия правообладателя под страхом имущественной ответственности. Исключения могут быть предусмотрены только законом. Неприменимость еще одной нормы к фирменным наименованиям прямо предусмотрена п.2 ст.1229 ГК, допускающим принадлежность исключительного права на любые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (кроме исключительного права на фирменное наименование) не только одному лицу, но и нескольким лицам совместно.
       Пункт 1 ст.1474 ГК конкретизирует другие специфические элементы содержания исключительного права юридического лица на фирменное наименование. Оно характеризуется как средство индивидуализации юридического лица любым не противоречащим закону способом. Формами индивидуализации служат применение фирменного наименования путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и другой деловой документации, в объявлениях, рекламе, на товарах или их упаковке.
       Дополнительное условие ст.1474 ГК устанавливает для защиты исключительным правом предусматриваемых п.3 ст.1473 ГК сокращенных фирменных наименований, а также фирменных наименований на языках народов Российской Федерации и иностранных языках. Они защищаются только при условии их включения в ЕГРЮЛ.
       2. Существенное отличие исключительного права на фирменное наименование от аналогичного права не только на результаты интеллектуальной деятельности, но и на другие средства индивидуализации товаров, работ и услуг заключается в недопустимости распоряжения исключительным правом на данное наименование, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права его использования. Этот запрет является еще одним подтверждением закрепленного в ст.1229 ГК принципа принадлежности права на фирменное наименование только одному лицу.
       Вследствие изложенного в п.2 ст.132 ГК слова «фирменное наименование» заменены словами «коммерческое обозначение», а согласно п.1 ст.25 ГК к покупателю предприятия переходят (если иное не предусмотрено договором) только такие исключительные права продавца на средства индивидуализации, как права на средства индивидуализации предприятия (как имущественного комплекса по смыслу ст.132 ГК), продукции, работ или услуг, т.е. коммерческое обозначение (см. комментарии к ст.15381541 ГК), товарный знак, знак обслуживания, а также принадлежащие ему на основании лицензионных договоров права использования таких средств индивидуализации. Право на фирменное наименование продавца к покупателю не переходит и вообще в п.2 ст.1474 ГК, как и в п.2 ст.132 ГК, теперь не упоминается.
       Соответствующие изменения внесены также в некоторые статьи ГК о договоре коммерческой концессии («договоре франчайзинга»). Пункт 1 ст.1027 ГК уже не предусматривает передачу правообладателем пользователю права на фирменное наименование.
       По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, включающий только право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение и секреты производства (ноу-хау).
       3. Статья 1474 ГК в п. 3 и 4 устанавливает важные правила, направленные на борьбу с незаконным использованием чужо го фирменного наименования, точнее на устранение коллизий, столкновений двух тождественных фирменных наименований, зарегистрированных на имя разных юридических лиц. Она не допускает использование юридическим лицом фирменного наи менования (условно говоря — первого фирменного наименова ния), тождественного фирменному наименованию другого юриди ческого лица или сходному с ним до степени смешения (условно говоря — второму фирменному наименованию), если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в ЕГРЮЛ ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.
       4. Нарушение первым юридическим лицом данного правила налагает на него две обязанности: 1) по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения; 2) возместить правообладателю причиненные убытки.
       Однако первая обязанность распространяется на использование указанного наименования только в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем. Что касается возмещения убытков, то правообладатель может требовать возмещения обоих видов убытков — как реального ущерба, так и упущенной выгоды (по нормам ст.15 ГК).
       Согласно п.2 ст.15 ГК под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно было произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). В качестве реального ущерба могут, в частности, выступать затраты юридического лица, связанные с переменой им фирменного наименования, которое скомпрометировано выступлением ответчика в обороте под таким же или сходным наименованием; расходы на дополнительную рекламную кампанию, призванную загладить причиненный ответчиком вред; стоимость публикаций, разъясняющих другим участником оборота и потребителям, что ответчик не имеет никакого отношения к потерпевшему.
       Как упущенная выгода могут рассматриваться потери обладателя права на фирменное наименование, связанные со снижением его доходов вследствие неправомерных действий ответчика по использованию наименования, применению его в товарном знаке или его искажению. Указанный вид убытков в рассматриваемой сфере встречается наиболее часто, хотя пока устоявшейся судебной практики на этот счет в Российской Федерации не сложилось. Основная трудность здесь заключается в обосновании истцом конкретного размера упущенной им выгоды. В известной степени эту задачу облегчает норма ч.2 п.2 ст.15 ГК, гласящая, что «если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы». Доказать размер доходов правонарушителя значительно легче, чем собственные потери в виде недополученных доходов. Если, однако, этот способ расчета упущенной выгоды в конкретной ситуации не применим либо полученные нарушителем доходы не идут ни в какое сравнение с потерями потерпевшего, последний должен доказать их размер, что в принципе является довольно трудной задачей.




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:15:08 UTC