КОММЕНТАРИИ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ

Статья 1473. Фирменное наименование
       1. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
       2. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
       3. Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и(или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и(или) иностранных языках.
       Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.
       4. В фирменное наименование юридического лица не могут включаться:
       1) полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
       2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
       3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;
       4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;
       5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а так же принципам гуманности и морали.
       Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту Российской Федерации.
       Включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению Правительства Российской Федерации, если более семидесяти пяти процентов акций акционерного общества принадлежит Российской Федерации. Такое разрешение выдается без указания срока его действия и может быть отозвано в случае отпадения обстоятельств, в силу которых оно было выдано. Порядок выдачи и отзыва разрешений устанавливается законом.
       В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования, акционерное общество обязано в течение трех месяцев внести соответствующие изменения в свой устав.
       5. Если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям пунктов 3 или 4 настоящей статьи, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.

Комм. Зенин И.А.

       1. В соответствии с п.1 ст.1473 ГК любое юридическое лицо, которое является коммерческой организацией, должно выступать в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, определяемом в его учредительных документах и включаемом в ЕГРЮЛ при государственной регистрации юридического лица.
       Отношения, связанные с фирменными наименованиями, регулируются Парижской конвенцией по охране промышленной собственности, согласно ст.8 которой фирменное наименование охраняется во всех странах Союза (имеется в виду Союз по охране промышленной собственности, в который объединены страны — участницы Парижской конвенции в соответствии с ее ст.1) без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака.
       По мнению Г.Боденхаузена, автора комментария к данной Конвенции, фирменное наименование (le nom commercial) — это понятие, которое по-разному толкуется в законодательстве тех или иных стран. Однако самым общим образом его можно определить как имя или обозначение, позволяющее идентифицировать предприятие определенного физического или юридического лица. Фирменное наименование обычно охраняется против некоторых неправомерных действий третьих лиц.
       Вопрос о том, является ли наименование, охрана которого испрашивается, «фирменным наименованием», — это вопрос квалификации, который должен быть решен в той стране, где эта охрана испрашивается. Статья 8 Конвенции устанавливает, что фирменное наименование должно охраняться, но не уточняет, как предоставляется эта охрана. Государства — члены Союза вправе регламентировать предоставление такой охраны либо специальным законодательством, либо в законодательстве о пресечении недобросовестной конкуренции, либо другими возможными средствами. Охрана, как правило, предоставляется в случае недобросовестных действий третьих лиц, заключающихся, например, в использовании того же фирменного наименования или схожего фирменного наименования, способного вызвать смешение их или использование знака, сходного с фирменным наименованием, если это может ввести в заблуждение общественность.
       По общему правилу, охрана, предоставляемая иностранному фирменному наименованию, согласно принципу «национального режима», фигурирующему в ст.2 Конвенции, должна быть такой же, как и охрана, предоставляемая национальным фирменным наименованиям. Правило об охране фирменного наименования без обязанностей подачи заявки или регистрации означает, что страна, где охрана испрашивается, не может требовать подачи заявки или регистрации фирменного наименования ни в своей, ни в какой-либо другой стране. В частности, нельзя требовать, чтобы заявка на фирменное наименование или его регистрация были осуществлены в стране происхождении, даже если такая регистрация там обязательна.
       В соответствии с п.1 ст.9 Конвенции на любой продукт, незаконно снабженный фирменным наименованием, налагается арест при ввозе в те страны Союза, в которых это фирменное наименование имеет право на законную охрану. Пункты 2—6 ст.9 предусматривают другие правила, вплоть до недопущения наложения ареста, например, в случае провоза продуктов транзитом.
       Как было сказано выше, в Российской Федерации охрана фирменного наименования является обязательной. Кроме того, данным наименованием снабжается не объект прав (предприятие по смыслу ст.132 ГК), а их субъект, притом только такой субъект, как юридическое лицо — коммерческая организация.
       Согласно п.2 ст.87, п.2 ст.97 ГК, п.1 ст.4 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 07.08.2001) {СЗ РФ. 1996,. №1. Ст.1; 2001. №33 (ч.1). Ст.3423.}, п.2 ст.4 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» {СЗ РФ. 1998. №7. Ст.785.} фирменное наименование акционерного общества должно иметь полное и вправе иметь сокращенное наименование. Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на тип общества (закрытое или открытое). Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «закрытое акционерное общество» или «открытое акционерное общество» либо аббревиатуру «ЗАО» или «ОАО», а общество с ограниченной ответственностью — слова «с ограниченной ответственностью» или аббревиатуру ООО.
       Фирменное наименование служит средством индивидуализации юридического лица.
       Согласно п.4 ст.54 ГК юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются ГК и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами разд.VII ГК. При этом фирменные наименования юридических лиц, не соответствующие правилам гл.76 ГК, подлежат приведению в соответствие с этими правилами при первом после 1 января 2008г. изменении учредительных документов данных юридических лиц.
       2. Как и прежде, в соответствии с п.2 ст.1473 ГК фирменное наименование юридического лица должно в обязательном порядке включать указание на его организационно-правовую форму. Кроме того, в фирменном наименовании указывается собственно наименование, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности юридического лица. Например, данным требованиям отвечает следующее фирменное наименование «Открытое акционерное общество Московский автомобильный завод имени Лихачева». В нем, во-первых, указана организационно-правовая форма юридического лица: «открытое акционерное общество», во-вторых, обозначен род деятельности — автомоби лестроение. И, в-третьих, добавлены слова, идентифицирующее данное юридическое лицо по сравнению с другими автомобиль ными заводами: этот завод находится в Москве и ему присвоено имя первого директора завода — Лихачева.
       3. Исходя из соображений лаконичности юридическому лицу наряду с обязательным полным допускается факультативное право иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Одновременно, учитывая многонациональный состав на родов России, а также коммерческие и иные связи российских юридических лиц с зарубежными партнерами, закон закрепляет право юридических лиц иметь также полное и (или) сокращенное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
       Более того, закон разрешает включать в фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов России. Не допускается только использование при этом терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.
       4. Исчерпывающий перечень реквизитов, которые не могут включаться в фирменное наименование юридического лица, дается в п.4 ст.1473 ГК. Это:
       1) полные или сокращенные официальные наименования Российского Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
       2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государ ственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (Государственная Дума РФ, Совет Федерации и т.п.);
       3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций (ООН, ЮНЕСКО и т.п.);
       4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;
       5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали (например, обозначе ния, оскорбляющие религиозные чувства).
       Вместе с тем фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия Российской Федерации или ее субъекту. Например: «Государственное унитарное предприятие "Завод по переработке фруктов Краснодарского края имени Мичурина"».
       Более жесткие условия использования государственного наименования установлены для акционерного общества. Включение в фирменное наименование такого юридического лица официального наименования Российской Федерации, а также производных от него слов допускается при соблюдении как минимум двух условий: 1) необходимо специальное разрешение Правительства РФ; 2) более 75% акций акционерного общества должны принадлежать Российской Федерации. Примером может служить Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», все 100% акций которого принадлежат Российской Федерации.
       Разрешение на включение официального наименования Российской Федерации или производных от него слов в фирменное наименование акционерного общества выдается без указания срока его действия. Однако оно может быть отозвано, если отпадут обстоятельства, послужившие основаниям для его выдачи. Как порядок выдачи, так и порядок отзыва правительственного разрешения может быть установлен только федеральным законом. Отзыв разрешения порождает обязанность акционерного общества в трехмесячный срок изменить свой устав.
       5. Любые несоответствия фирменного наименования юридического лица изложенным выше требованиям п. 3 и 4 ст.1437 ГК, включая невнесение изменения в устав акционерного общества в случае отзыва разрешения Правительства РФ на включение в его фирменное наименование официального наименования Российской Федерации или производных от него слов, дает право органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.
       Федеральный закон «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» внес изменения, касающиеся приведения их положений о фирменных наименованиях в соответствие с правилами 1 гл.76 ГК, в целый ряд федеральных законов, в частности в Федеральный закон от 03.02.1996 №17-ФЗ «О банках и банковской деятельности», в соответствии со ст.7 (в ред. от 18.12.2006) {СЗ РФ. 1996. №6. Ст.492; 2006. №52 (ч.1). Ст.5497.} которого кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кроме того, она вправе (но не обязана) иметь также полное и(или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и(или) иностранных языках.
       Фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации.
       Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация».
       Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются ГК.
       Банк России при рассмотрении заявления о государственной регистрации кредитной организации обязан запретить использование фирменного наименования кредитной организации, если предполагаемое фирменное наименование уже содержится в Книге государственной регистрации кредитных организаций. Использование в фирменном наименовании кредитной организации слов «Россия», «Российская Федерация», «государственный», «федеральный» и «центральный», а также образованных на их основе слов и словосочетаний допускается в порядке, установленном федеральными законами.
       Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридического лица, получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем фирменном наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.
       В соответствии с абз.3 п.1 ст.4 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества. Кроме того, согласно п.1 ст.4 иные требования к фирменному наименованию общества устанавливаются ГК.




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:15:08 UTC