КОММЕНТАРИИ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ

Статья 1465. Секрет производства (ноу-хау)
       Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Комм. Зенин И.А.

       В гл.75 ГК впервые регламентировано право на секрет производства, одновременно именуемый ноу-хау (от англ. know-how — «знать как» или чуть полнее — know-how do it — «знать, как это сделать»). При этом ГК установил для ноу-хау режим, общий для всех охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, т.е. режим объектов интеллектуальной собственности.
       Следует прежде всего подчеркнуть, что такого института не существовало в мировой практике вплоть до XX столетия. Одной из первых им воспользовалась компания «Кока-кола», экстракт одноименного напитка которой сохраняется в режиме ноу-хау уже десятки лет, принося ей миллиарды долларов прибыли. В настоящее время предприниматели во всем мире хорошо осознали прибыльность коммерческой реализации ноу-хау. Одновременно весь мир исходит из наличия на ноу-хау не исключительного права, а фактической монополии, и коммерчески реализуется не такое право, а сама коммерчески конфиденциальная информация, составляющая коммерческую тайну ее обладателя, именуемая также информацией ограниченного доступа.
       В российском гражданском законодательстве правовой институт ноу-хау стал формироваться в первой половине 90-х гг. прошлого столетия. В утратившей силу ст.139 ГК, посвященной служебной и коммерческой тайне, термин ноу-хау не употреблялся. Однако он упоминался в ст.151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, утвержденных Верховным Советом СССР 31.05.1991 №2211-1 {Утратили силу с 1 января 2008г.}. В дальнейшем понятие ноу-хау упоминалось в п.4 ст.7 Федерального закона от 29.10.1998 №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» {СЗ РФ. 1998. №44. Ст.5394.}, в Федеральном законе «О коммерческой тайне».
       Иначе говоря, ноу-хау как необщедоступная (конфиденциальная) ценная информация, составляющая коммерческую тайну, является, с правовой точки зрения, сравнительно молодым институтом. Его возникновение, динамичное развитие и широкое применение обусловлены отмечавшимися возможностями получения обладателями такой информации дополнительной прибыли за счет реализации коммерчески выгодной непатентуемой информации, а ее приобретателями — успешного развития своего бизнеса. Раскрытие на возмездной основе ноу-хау стало взаимовыгодным как для обладателя ноу-хау, так и для его приобретателя.
       Во всем мире в последние годы объем ноу-хау в коммерческом обороте постоянно растет. По статистике «чистые» патентные лицензии составляют 20%, объем «смешанных лицензий» (патентная лицензия плюс передача ноу-хау) — 50%, а доля договоров о передаче ноу-хау — 30%. В режиме ноу-хау обычно функционирует прежде всего техническая информация. Более того, в настоящее время в разряд ноу-хау нередко переходят патентоспособные изобретения, причем одни из наиболее ценных из числа таких изобретений.
       Постоянное увеличение доли подобных прежде всего технических достижений в массиве ноу-хау объясняется, во-первых, усложнением современных изобретений, что не позволяет иногда описать их в патентных заявках с полнотой, необходимой для их практического использования; во-вторых, известным кризисом патентного права, тем, что в нарушение действующих законов заявители умышленно не излагают в заявках всех данных, необходимых для применения изобретений. В-третьих, в разряд ноу-хау попадают также некоторые изобретения, возможность патентования которых упущена вследствие их преждевременного разглашения, а также технические решения, непатентноспособные по законодательству, или, наконец, изобретения, патентование которых нецелесообразно ввиду высокого риска раскрытия их сущности при отсутствии реальной возможности проконтролировать их неправомерное использование (изобретения, применяемые в различного рода экспедициях, экспериментальных работах и т.п.). Разумеется, к ноу-хау относится также в принципе непатентоспособная информация административного, коммерческого, финансового, правового и тому подобного характера.
       Важны и другие обстоятельства. Для коммерческой реализации ноу-хау его разработчики обычно рекламируют эффект от применения ноу-хау. Для этого они организуют демонстрацию применения ноу-хау, привлекая для подтверждения производимого эффекта отечественных и зарубежных экспертов. При этом демонстрация ноу-хау создает риск утраты его конфиденциальности разработчиком. С другой стороны, приобретая ноу-хау, приобретатель, уплатив вознаграждение, рискует недополучить в полном объеме все сведения, составляющие ноу-хау. Эти чрезвычайно важные проблемы также нельзя решать, не разобравшись в теоретических аспектах правового режима ноу-хау.
       Статья 1465 ГК содержит определение понятия секрета производства (ноу-хау), из которого можно выделить легальные признаки ноу-хау. Во-первых, ноу-хау — это совокупность сведений любого характера (производственных, технических, экономических, организационных и других). Она может включать и другие сведения, в частности сведения о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также о способах осуществления профессиональной, к примеру предпринимательской деятельности. Во-вторых, указанные сведения должны иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам. В-третьих, у данных лиц должно отсутствовать легальное (т.е. законное) основание для свободного доступа к этим сведениям. И, в-четвертых, в отношении подобных конфиденциальных сведений их обладателем введен режим коммерческой тайны.
       Отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), регулируются Законом РФ «О коммерческой тайне», в соответствии с п.1 ст.3 которого под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
       В свою очередь, согласно п.2 той же статьи информацией, составляющей коммерческую тайну, признается секрет производства. В этом же пункте дается его определение, идентичное тому, которое содержится в ст.1464 ГК применительно к определению секрета производства, в скобках именуемого ноу-хау. Иначе говоря, ноу-хау, секрет производства и информация, составляющая коммерческую тайну, — это синонимы.




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:15:04 UTC