КОММЕНТАРИИ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ

Статья 1313. Исполнитель
       Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, — артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.

Комм. Зенин И.А.

       В определение исполнителя внесен ряд важных уточнений по сравнению с Законом об авторском праве. Прежде всего в качестве синонима исполнитель именуется автором исполнения. Это уточнение сразу же создает ощущение, что артистическое исполнение — это нечто совершенно конкретное, это самостоятельный объект, у которого имеется автор, т.е. создатель исполнения. Это особенно важно, поскольку любое артистическое исполнение, тем более без аудиозаписи, без фонограммы производит впечатление чего-то эфемерного, нереального в объективном смысле этого понятия.
       Далее, подробным, хотя и не исчерпывающим, образом перечислены виды артистов-исполнителей. Это в первую очередь актер, певец, музыкант или танцор.
       Виды как исполнений, так и артистов-исполнителей могут расширяться за счет других артистических исполнений. Поэтому артистом-исполнителем может признаваться любое другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет или играет на музыкальном инструменте.
       Кроме того, в определении исполнителя появились несколько непривычные на первый взгляд словосочетания вроде «исполнения произведения литературы». На самом деле актеры любого драматического театра, исполняя роли в поставленной в театре пьесе, действительно исполняют данное драматургическое литературное произведение.
       В круг исполняемых артистами произведений, наряду с произведениями литературы, входят произведения искусства или народного творчества. В число объектов исполнения включены также эстрадные, цирковые и кукольные номера.
       Изложенные характеристики относятся к форме внешнего выражения, т.е. объективизации исполнения. Наряду с этим важным критерием охраноспособности артистического исполнения остается творческий характер труда автора исполнения, иными словами, факт самостоятельного создания им соответствующего артистического исполнения. Иначе говоря, исполнение не должно быть прямым заимствованием формы, манеры, приемов и т.п. свойств других исполнителей.
       Другими авторами исполнения (исполнителями) являются режиссер-постановщик спектакля и дирижер. Объектом исполнения режиссера-постановщика спектакля служит такой вид исполнения, как постановка театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления.
       Иными словами, то, что ставит режиссер-постановщик, т.е. автором какого исполнения он является, именуется как спектаклем, так и представлением. Эти понятия юридически являются синонимами, фактически же их применение к отдельным видам постановок зависит от объекта постановки. Термином «спектакль» обычно обозначается традиционная театральная постановка. Представлениями, как правило, именуются цирковые, эстрадные и подобные им зрелищные постановки.
       Круг действий, выполняемых режиссером-постановщиком как исполнителем спектакля, очень широк. Он включает, наряду с сугубо творческим началом, неповторимыми трактовками, интерпретацией, прочтением, приемами выражения сути произведения, лежащего в основе постановки (пьесы, либретто, балета и т.п.), и работы с артистами-исполнителями, в том числе в процессе репетиций, технические, хозяйственные, организационные, кадровые и другие подобные мероприятия. Однако в основе признания за режиссером-постановщиком смежных прав на исполняемое театрально-зрелищное представление лежит в первую очередь творческий характер труда режиссера-постановщика.
       Аналогичны и основания признания смежных прав за дирижером эстрадного, симфонического или другого оркестра. Дирижер, осуществляющий дирижирование оркестром, создает (с предшествующими порой многочисленными репетициями) исполнение песни, симфонии, оперы или другого музыкального произведения. В основе его смежных прав также лежит творческий труд по созданию конечного результата его творческой деятельности — оркестрового исполнения, подчиненного его самостоятельному, не свойственному другим исполнителям дирижерскому замыслу исполнения конкретного музыкального произведения.
       Следует также напомнить, что в соответствии с подп.1 п.1 ст.1304 ГК все исполнения — как исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, так и постановки режиссеров-постановщиков спектаклей — являются объектами смежных прав только при условии, если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств (аудио-, видеозаписи, в том числе в цифровой форме).




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:14:00 UTC