КОММЕНТАРИИ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ

Статья 1270. Исключительное право на произведение
       1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противо речащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.
       2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:
       1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения;
       2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;
       3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;
       4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;
       5) прокат оригинала или экземпляра произведения;
       6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;
       7) сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, по средством которого произведение становится доступным для слухового и(или) зрительного восприятия независимо от его фактического вос приятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;
       8) сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;
       9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;
       10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;
       11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).
       3. Практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения применительно к правилам настоящей главы, за исключением использования, предусмотренного подпунктом 10 пункта 2 настоящей статьи.
       4. Правила подпункта 5 пункта 2 настоящей статьи не применяются в отношении программы для ЭВМ, за исключением случая, когда такая программа является основным объектом проката.

Комм. Зенин И.А.

       1. Регламентация исключительного права на охраняемое авторским правом произведение базируется на общих правилах ст.1229 ГК об исключительном праве как таковом. Исключительное право на произведение — это исключительное право использовать произведение в соответствии с данной статьей в любой форме и любым не противоречащим закону способом, в том числе способами, указанными в п.2 ст.1270 ГК, отражающими специфику применения не любых других результатов интеллектуальной деятельности, а именно произведений науки, литературы и искусства. Обладатель авторских прав может распоряжать ся исключительным правом на произведение.
       2. Пункт 2 ст.1270 ГК целиком посвящен характеристике спо собов использования произведения независимо от цели использования, т.е. от того, совершаются соответствующие действия в целях извлечения прибыли (являются предпринимательской деятельностью) или без таковой.
       Прежде всего использованием является воспроизведение произведения, иными словами, изготовление одного и более экземпляра произведения или его части. Материальная форма воспроизведения может быть различной. Она зависит, прежде всего, от вида, жанра и назначения произведения. Это может быть звуко- или видеозапись, изготовление в трех измерениях одного экземпляра и более двухмерного произведения и в двух измерениях одного экземпляра и более трехмерного произведения.
       Практически важно то, что запись произведения, прежде всего музыкального, на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Исключение составляют случаи, когда подобная запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения. Примером может служить компьютерная верстка литературного произведения, переданного для издания по договору его автором или правопреемником автора,
       Следующим способом использования произведения служит распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров. Распространению произведения обычно предшествует его воспроизведение. Иными формами распространения и отчуждения произведения, помимо продажи, являются предложение к продаже, дарение, мена и сдача произведения в прокат.
       Для многих произведений способом использования выступает их публичный показ. Осуществление действия автором или дача им согласия на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его публичного показа, является формой реализации авторского права на обнародование произведения (см. комментарий к ст.1268 ГК). Однако, будучи однажды совершенным, это действие, если оно продолжается, становится также способом использования произведения.
       Вследствие этого, в соответствии с подп.3 п.2 ст.1270 ГК под публичным показом произведения как способом его использования понимается любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения. В последнем случае речь может идти о ретрансляции публичного показа, осуществляемого с помощью, к примеру, телевизионных кадров.
       Самостоятельным способом использования произведения является (наряду с его распространением в формах, указанных в подп.1 п.2) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения. Установление такого способа обусловлено, в частности, тем, что отдельные произведения (прежде всего литературные и некоторые аудиовизуальные) воспроизводятся за рубежом на более совершенной технической (в том числе полиграфической) базе.
       Широко применяется в современных условиях такой способ использования некоторых, прежде всего аудиовизуальных, произведений, как прокат оригинала или экземпляра произведения.
       Прокатом видеопроизведений занимаются, в частности, видеосалоны. Право на прокат произведения как один из видов имущественных авторских прав было впервые установлено п.3 ст.16 Закона об авторском праве, в котором предусматривалось, что «право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры».
       В подп.5 п.2 ст.1270 ГК право разрешать прокат оригинала или экземпляра произведения, даже если право собственности на них передано третьим лицам, однозначно принадлежит автору как один из способов реализации его исключительного права использования произведения.
       Как и право на публичный показ произведения, право на его публичное исполнение одновременно может служить и формой обнародования некоторых, в частности музыкальных, произведений, и способом их использования, право на которое принадлежит авторам этих произведений.
       Подпункт 6 п.2 ст.1270 определяет публичное исполнение как представление произведения не только в «живом виде» (как живое исполнение), но и с помощью таких технических средств, как радио, телевидение и др. Для аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) формой публичного исполнения является также его показ. При этом в любом случае исполнение произведения признается публичным, только если соответствующее представление или показ произведения осуществлялись в месте, открытом для свободного посещения, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Для квалификации исполнения как публичного не имеет значения, воспринимается ли произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.
       Сообщение в эфир как способ использования произведения характеризуется целым рядом признаков. Прежде всего оно трактуется как сообщение произведения не для ограниченного круга лиц, а для всеобщего сведения, включая показ или исполнение произведения. Далее, сообщение должно осуществляться по радио или телевидению, в том числе путем ретрансляции. Исключение составляет сообщение по кабелю.
       Одновременно в подп.6 п.2 ст.1270 определяется понятие сообщения, под которым понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. Учитывая широкое применение для целей сообщения произведений современных технических средств, закон дает определение понятия общения, осуществляемого в эфир через спутник. Под таким сообщением понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения. При этом не имеет значения, осуществляется ли публикой фактический прием данных сигналов.
       В некоторых случаях сообщение произведения в эфир может осуществляться с помощью кодированных сигналов. Такое сообщение также признается сообщением в эфир как способом использования охраняемого произведения, если самой организацией эфирного вещания или другим лицом с ее согласия неограниченному кругу лиц были предоставлены средства декодирования указанных сигналов.
       Способом использования произведения признается его сообщение по кабелю, определяемое также как сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению, но не через эфирное пространство, а с помощью кабеля, в том числе путем ретрансляции. При этом кабелем признается также провод, оптическое волокно или аналогичное другое техническое средство.
       Аналогичным образом, подобно сообщению в эфир, признается сообщением по кабелю как способом использования произведения его сообщение посредством кодированных сигналов. И в этом случае непременным условием признания является предоставление организацией кабельного вещания или другим лицом с ее согласия неограниченному кругу лиц средств декодирования кодиррванных сигналов.
       Важными и своеобразными способами использования произведения являются его перевод (т.е. изменение языковой формы литературного произведения) или другая переработка произведения. Своеобразие данных способов выражается в том, что в результате их применения создаются новые (производные) произведения, охраняемые авторским правом. Они именуются, в частности, переводом, обработкой, экранизацией, аранжировкой или инсценировкой.
       В законе дается определение переработки программы для ЭВМ или базы данных, именуемой модификацией. Под ней понимаются любые изменения данных объектов, в том числе перевод программы для ЭВМ или базы данных с одного языка на другой. Не признаются переработкой лишь случаи адаптации этих объектов, т.е. внесение в них изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением его конкретных программ.
       Единственным способом использования произведения, выражающимся в его практическом применении, является реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта. Вследствие уникальности данного способа закон устанавливает исчерпывающий перечень произведений (проектов), используемых путем их практической реализации.
       Последний из названных в п.2 ст.1270 ГК способ использования произведения обусловлен широким применением всемирной компьютерной сети Интернет. Данный способ обозначен как доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору.
       Этот способ, кратко именуемый доведением до всеобщего сведения, был впервые прямо сформулирован в п.2 ст.16 Закона об авторском праве, где автору предоставлялось право сообщать свое произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору.
       Право на доведение произведения до всеобщего сведения установлено в ГК, как и ранее в Законе об авторском праве, вследствие не только резкого расширения масштабов использования в России сети Интернет, но и влияния международного фактора. Это право было первоначально установлено под очевидным влиянием Договора ВОИС по авторскому праву (г.Женева, 20 декабря 1996г.). Хотя Россия и не участвует в указанном договоре, трактовка права на доведение произведения до всеобщего сведения и в Законе об авторском праве и в подл.11 п.2 ст.1270 ГК в значительной мере совпадает с формулировкой Договора ВОИС по авторскому праву. В этом Договоре рассматриваемое право характеризуется как исключительное право разрешать любое сообщение своих произведений для всеобщего сведения по проводам или средствами беспроволочной связи, включая доведение своих произведений до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к таким произведениям из «любого места и в любое время по собственному выбору».
       З. В п.З ст.1270 ГК впервые сформулировано общее правило, согласно которому практическое применение положений, составляющих содержание произведения, не является использованием произведения в авторско-правовом смысле. Имеются в виду положения, представляющие собой техническое, экономическое, организационное или иное решение. Например, если в книге описаны рецепты восточной кухни, для признания этой книги как литературного произведения использованной вовсе не требуется, чтобы кто-либо в неограниченном количестве приготовил по этим рецептам соответствующие блюда. Единственное исключение сделано, как отмечалось, для архитектурных, дизайнерских, градостроительных и садово-парковых проектов.
       4. Пункт 4 ст.1270 ГК исключает в общей форме из правила о прокате оригинала или экземпляра произведения как способе его использования (подп.5 п.2) программу для ЭВМ. Эта программа может передаваться в прокат лишь в случае, когда она сама является основным объектом проката.




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:13:42 UTC