КОММЕНТАРИИ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ

Статья 1263. Аудиовизуальное произведение
       1. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные про изведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.
       2. Авторами аудиовизуального произведения являются:
       1) режиссер-постановщик;
       2) автор сценария;
       3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.
       3. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение за указанные виды использования его музыкального произведения.
       4. Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание такого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 настоящего Кодекса.
       Изготовитель вправе при любом использовании аудиовизуального произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.
       5. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изго товителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Комм. Зенин И.А.

       1. Аудиовизуальное произведение обладает целым рядом особенностей, что и вызвало необходимость в отдельной регламентации его режима как объекта авторских прав. В первую очередь закон дает легальное определение данного произведения и перечень его видов.
       Аудиовизуальное произведение — это произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений. Эти изображения могут идти с сопровождением или без сопровождения их звуком. Они должны быть предназначены для зрительного, а в случае сопровождения звуком также и для слухового восприятия. При этом восприятие происходит только с помощью технических устройств, соответствующих конкретному виду аудиовизуального произведения.
       К числу аудиовизуальных произведений относятся, прежде всего, кинематографические произведения. Аудиовизуальными являются также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим. Это, в частности, теле- и видеофильмы, а также другие подобные им произведения, например клипы, диафильмы и слайдфильмы. При этом способ их первоначальной или последующей фиксации значения не имеет.
       2. Закон устанавливает ставший традиционным круг авторов аудиовизуального произведения. Ими являются: режиссер-постановщик; автор сценария и композитор. Последний входит в число авторов аудиовизуального произведения только при условии, если он является автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого произведения.
       3. Другой правовой статус имеет композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), созданного безотносительно к аудиовизуальному произведению, но использованному в нем. Этот композитор не входит в число ав торов аудиовизуального произведения. Он имеет лишь право на вознаграждение за использование его музыкального произведе ния при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения.
       4. Свои права на аудиовизуальное произведение имеет продюсер, т.е. физическое или юридическое лицо, организовавшее его создание. Эти права определяются в соответствии со ст.1240 ГК (см. комментарий к данной статье).
       Продюсер, организовавший создание такого сложного объекта, как кинофильм или иное аудиовизуальное произведение, включающее несколько результатов интеллектуальной деятельности, приобретает право использования этих результатов. Данное право возникает на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключенных продюсером с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуального творчества, такие, как литературный сценарий или музыкальное произведение, специально созданное для использования в аудиовизуальном произведении.
       Кроме того, изготовитель аудиовизуального произведения имеет право при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование. Пункт 4 ст.1263 ГК презю-мирует признание изготовителем аудиовизуального произведения лица, имя или наименование которого указано на этом произведении. Обязанность опровержения данной презумпции лежит на заинтересованном лице.
       5. Помимо авторов аудиовизуального произведения (сценари ста, композитора, режиссера-постановщика), результаты творче ского труда которых служат базой данного произведения, в это произведение в качестве его составных частей входят и другие произведения. Эти произведения могут существовать и до создания аудиовизуального произведения, например литературное произведение (роман, повесть, рассказ), положенное в основу сценария, или музыкальное произведение (с текстом или без текста). Они могут быть созданы и в процессе работы над указанным аудиовизуальным произведением. Таковы, в частности, результаты труда оператора-постановщика или художника-постановщика.
       Закон охраняет авторские права всех этих лиц. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, сохраняет исключительное право на свое произведение. Иное возможно только в случае, когда исключительное право передается изготовителю (продюсеру) или другим лицам по иным предусмотренным законом основаниям, в частности в порядке наследования.




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:13:40 UTC