КОММЕНТАРИИ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ

Статья 1246. Государственное регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности
       1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, издание нормативных правовых актов в целях регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с объектами авторских и смежных прав, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав.
       2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, издание нормативных правовых актов в целях регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами, программами для ЭВМ, базами данных, топологиями интегральных микросхем, товарными знаками и знаками обслуживания, наименованиями мест происхожде ния товаров, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.
       3. Юридически значимые действия по государственной регистрации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков и знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, включая прием и экспертизу соответствующих заявок, по вы даче патентов и свидетельств, удостоверяющих исключительное право их обладателей на указанные результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, а в случаях, предусмотренных законом, также иные действия, связанные с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, осуществляет федеральный орган исполнительной власти по интел лектуальной собственности. В случаях, предусмотренных статьями 14011405 настоящего Кодекса, указанные в настоящем пункте действия могут осуществлять также федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации.
       4. В отношении селекционных достижений функции, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, осуществляют соответственно уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства, и федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям.
       Государственное регулирование отношений в сфере охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации товаров (работ, услуг) и их производителей (т.е. интеллектуальной собственности) осуществляется прежде всего изданием нормативных правовых актов. При этом закон различает две сферы интеллектуальной собственности.

Комм. Зенин И.А.

       1. Одна из них связана с объектами авторских и смежных прав. Функции государственного регулирования отношений путем из дания нормативных правовых актов в целях регулирования отношений в этой сфере в случаях, предусмотренных ГК, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав. В настоящее время им является Минкультуры России.
       2. Другая сфера интеллектуальной собственности (ее обычно именуют промышленной собственностью) связана с изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами, про граммами для ЭВМ, базами данных, топологиями интегральных микросхем, товарными знаками, знаками обслуживания и наименованиями мест происхождения товаров. В случаях, преду смотренных ГК (например, в п. 2 и 4 ст.1262, п.4 ст.1374, п. 2 и 4 ст.1386, ст.1394 и др.), нормативные правовые акты в целях регулирования отношений в данной сфере интеллектуальной собственности издает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. В настоящее время его функции исполняет Минобрнауки России. При этом проекты соответству ющих нормативных правовых актов обычно готовит федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. Роспатент.
       3. Помимо этого федеральному органу исполнительной власти по интеллектуальной собственности законом предоставлены свои собственные весьма щирокие полномочия в сфере интеллектуальной (или как ее обычно именуют в данном случае — промышленной) собственности. Роспатент осуществляет практически все юридически значимые действия по государственной регистрации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, про грамм для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков и знаков обслуживания, а также наименований мест происхождения товаров.
       В число наиболее важных юридически значимых функций федерального органа по интеллектуальной собственности входят прием, экспертиза соответствующих заявок и выдача патентов и свидетельств, удостоверяющих исключительное право их обладателей. Кроме того, данный орган осуществляет многие другие действия, связанные с правовой охраной перечисленных результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе публикацию сведений о выдаче патентов и свидетельств и внесение необходимых изменений в ранее выданные охранные документы.
       Наряду с Роспатентом функции приема, экспертизы заявок и выдачи патентов на секретные изобретения осуществляют также другие федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ, например Минобороны России или ФСБ России (см. комментарии к ст.14011405 ГК).
       4. Другие федеральные органы исполнительной власти одновременно осуществляют функции и нормативно-правового регулирования отношений в определенной сфере интеллектуальной деятельности, и приема, экспертизы и выдачи охранных документов на такие результаты этой деятельности, как селекционные достижения, упоминаемые в ст.1225 ГК в числе других охраняемых результатов данной деятельности, являющихся объектами интеллектуальной собственности. Речь идет о федеральном органе, осуществляющем нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства (в настоящее время — Минсельхоз России) и федеральном органе исполнительной власти по селекционным достижениям.
       К изложенному следует добавить, что в рамках государственного регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности определенные функции, в частности функции нормативно-правового регулирования процедур авторского контроля и надзора, осуществляют и некоторые другие государственные органы. Например, установление порядка осуществления автором произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства на ведение авторского контроля за разработкой документации для строительства и авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта возложено на федеральный орган исполнительной власти по архитектуре и градостроительству (см. комментарий к ст.1294 ГК).
       В связи с общей проблематикой государственного регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности следует отметить такой важный аспект данного регулирования, как создание государством материальных стимулов для использования исключительных прав на многие результаты интеллектуальной деятельности. Эти условия установлены, в частности, Федеральным законом от 19.07.2007 №195-ФЗ {РГ. 2007. 31 июля.}.
       В соответствии с п.1 ст.1 указанного Закона п.2 ст.149 НК дополнен подп.26, согласно которому не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ «исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора».
       Кроме того, п.5 ст.1 Федерального закона от 19.07.2007 №195-ФЗ п.1 ст.346.16 НК дополнен подп.2.1—2.3, по смыслу которых при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы:
       — на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы ЭВМ, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;
       — на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации;
       — на научные исследования и(или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии с п.1 ст.262 НК.




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:13:34 UTC