AZ-libr.ру

информационный портал





Зеленогорский Фёдор Александрович
[__.__.1839-__.__.1909] [(1839г.-1909г.)]

  Другие персоны с фамилией Зеленогорский
Другие персоны с именем Фёдор
Кто родился в этот год 1940

       - философ (историк философии).
       Род. в Горбатовском уезде Нижегородской губ., сын священника.
       Относительно рано сформировался его самостоятельный подход к вопросам мировоззрения. На выпускном экзамене в семинарии после ответа Зеленогорского на вопрос по Священному Писанию ревизор из местного высшего начальства выразил крайнее неудовольствие. В результате Зеленогорский (как он пишет сам в "Автобиографии") был снесен во второй разряд в списке с пометкой: "Сносится во второй разряд за то, что при ответе на экзамене по Священному Писанию говорил ложь и эту ложь подтверждал Священным же Писанием; вообще видно, что он вольного духа".
       Поступил в Казанскую Духовную академию. Здесь он расширял свои познания по философии, полученные еще за годы учебы в семинарии, "рассчитался", в частности, с материализмом (бюхнеровского типа). Его стремление к подлинной философии сказалось в том, что он после двух лет учебы в Духовной академии, оставил ее и перешел в Казанский университет (в 1864) на историко-филологический факультет. По окончании университета был прикомандирован к нему с целью подготовки к профессорскому званию по кафедре философии.
       В 1870 защитил диссертацию на тему "О методологических приемах философского мышления Платона". Подготовил (в Петербурге) магистерскую диссертацию - "Учение Аристотеля о душе в связи с учением о ней Сократа и Платона" (1871).
       Был командирован на два года за границу.
       В 1873 в Варшавском университете защитил магистерскую диссертацию.
       С начала 1874 - доцент кафедры философии Харьковского университета.
       В 1878 защитил в Московском университете докторскую диссертацию.
       Экстраординарный, затем (1882) ординарный профессор.
       Изучал Гартмана, Шопенгауэра, Ланге и др. Обратился к анализу взаимоотношения опытного и теоретического в науке, развития философии и научных методов. Это изучение привело, в частности, к выводу, что метод Декарта есть научный и эффективный. Еще более значима была метафизика Лейбница.
       Зеленогорский не был склонен видеть в новоевропейской философии в качестве ведущих метафизиков Ф.Бекона и Декарта, но выдвигал на передний план именно Лейбница. Лейбниц более других соответствовал самостоятельности и саморазвитию индивидуума. Декарт хотя и представлял научный рационализм, однако был приверженцем дуализма, вырождавшегося в пантеизм и материализм. Философия Декарта полнее связывала науку и психологию.
       Зеленогорский напечатал сочинение, посвященное анализу психологии Декарта. Пришел к выводу о господстве детерминизма в области психики. Его интересовали также проблемы развития и идея прогресса. Несколько позже он перешел к античной тематике, к изучению истории античной философии. Особенно привлекало его учение Платона и Аристотеля о "божественном уме" и "целесообразности в природе". В последние годы анализировал связь философии с педагогикой, психологией, логикой - с целью улучшить преподавание логики в гимназиях.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 16:35:14 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"