Мейерхольд Всеволод Эмильевич [12.03.1874-02.02.1942]

Мейерхольд Всеволод (Карл Казимир Теодор) Эмильевич
       (28.2.1874, Пенза — 2.2.1940, Москва),
       — театральный деятель, режиссер, народный артист Республики (1923).
       Из обрусевшей немецкой семьи, сын владельца винно-водочного завода. Учился на юридическом факультете Московского университета (не окончил).
       В 1895 принял православие и изменил собственное имя на Всеволод. Окончил Театрально-музыкальное училище Московского филармонического общества (1898) по классу Вл.И.Немировича-Данченко.
       С 1898 — в труппе Художественного, с 1902 — Московского художественного театра (МХТ). Ставил спектакли в Херсоне, Николаеве, Севастополе, Тифлисе, Полтаве, руководитель «Товарищества новой драмы».
       В мае—окт. 1905 руководил Театром-студией в Москве.
       В 1905—6 предпринял неудачную попытку создать театр в Петербурге.
       В 1906—7 главный режиссер Драматического театра В.Ф.Комиссаржевской.
       С1918 ставил спектакли в различных театрах, одновременно осуществил несколько экспериментальных постановок.
       После Октябрьского переворота 1917 стал одним из главных создателей «советского театра», проводяполитику полного слома и люмпенизации классического — «буржуазного» — театра. С первых дней встал напуть тесного сотрудничества с большевиками, в 1918 заместитель заведующего Петроградского отделения Театрального отдела (ТЕО) Наркомата просвещения РСФСР, возглавил чистку репертуара бывших императорских театров.
       В авг. 1918 вступил в РКП(б).
       В 1918—19 руководил Инструкторскими курсамипо обучению мастерству сценических постановок и Школой актерского мастерства.
       Летом 1919 уехал на Юг России, осенью 1919 в Новороссийске был арестован белой контрразведкой и до начала нояб. 1919 находился в тюрьме, откуда освобожден красными иназначен заведующим подотделом искусств Новороссийского ревкома.
       В сент.1920 — февр. 1921 начальник ТЕО Наркомата просвещения.
       С нояб. 1920 руководитель Театра РСФСР.
       В 1923 создал и возглавил Театр им. Вс.Мейерхольда (ТИМ, с 1926 — ГосТИМ). Одновременно руководил Театром Революции (1922—24), ставил спектакли в Ленинградском академическом театре драмы и других. Был наиболее активным и последовательным проводником идей «пролетарского театрального искусства», «революции в театре». По воспоминания А.К.Гладкова, его постановки были единством «этой афишно-плакатной фонетики с широкими, пустоватыми коридорами... открытыми сценическими конструкциями: этими лесенками, мостиками, движущимися кругами, колесами, мельницами. Занавеса нет. Входишь и видишь это сразу на фоне неоштукатуренной кирпичной стены».
       В середине 1930-х гг. советское руководство встало на путь сохранения классического театра и начало наступление на последователей Мейерхольда.
       В 1937 ГосТим был закрыт, Мейерхольд перешел режиссером в Государственный оперный театр им. К.С.Станиславского, с 1938 главный режиссер. В мае—июне 1939 разработал план выступления Ленинградского института физкультуры им. П.Ф.Лесгафта на физкультурном параде в Ленинграде.
       20.6.1938 арестован.
       1.2.1940 приговорен Военный коллегией Верховного суда СССР за антисоветскую и троцкистскую деятельность к высшей мере наказания. Расстрелян.
       26.11.1955 реабилитирован.
       Женат 1-м браком (с 1896) на Ольге Михайловне Мунт (1874—1940); 2-м (с 1922) — на Зинаиде Николаевне Райх (1894—1939), которая 1-м браком была за С.Есениным. Его дочь от 1-го брака — Ирина (1905-1981) — была замужем за актером Василием Васильевичем Меркурьевым.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:08:00 UTC