Мормоненко Григорий Васильевич [23.01.1903-16.12.1983]

Александров (настоящая фамилия Мормоненко) Григорий Васильевич
       (23.1.1903, Екатеринбург — 16.12.1983, Москва),
       — кинорежиссер, народный артист СССР (1948), Герой Социалистического Труда (1970), двукратный лауреат Сталинской премии (1941, 1950).
       С 1912 работал рассыльным в Екатеринбургском оперном театре, затем занимал должности помощника реквизитора, электротехника, пом. режиссера. Образование получил в Екатеринбургской музыкальной школе (по классу скрипки; 1917). Во время Гражданской войны — на Восточном фронте, состоял при политотделе 3-й армии, заведующий театром фронта. После окончания войны вместе с другими организовал в Екатеринбурге ХЛАМ (Художники, Литераторы, Артисты, Музыканты).
       В 1920 окончил режиссерские курсы и был назначен инструктором отдела искусств Губобразнадзора. Осуществлял контроль за репертуаром кинотеатров, в т.ч. занимался монтажом и переделкой старых фильмов, приспосабливая их под новую идеологию.
       В 1921 Александров познакомился с С.Эйзенштейном и стал его ассистентом и сценаристом.
       Александров участвовал в работе над сценарием и помогал Эйзенштейну в его первых фильмах: «Стачка» (1924), «Броненосец Потёмкин» (1924), историко-революционная лента «Октябрь» (1927), в которой было положено начало созданию ничего не имеющей общего с действительностью легенды о революции. Во время поездки в Мексику Александров вместе с Эйзенштейном (на средства писателя Э.Синклера) сняли картину «Да здравствует Мексика!» (фильм не был закончен). После возвращения из-за границы Александрова по личному приказу И.В.Сталина снял фильм «Интернационал» — прославляющий Сталина и его политику.
       В начале 1933 Александров на даче у М.Горького встретился со Сталиным. Вождь поручил ему создать для советского зрителя комедию.
       В 1934 Александров закончил съемки музыкального фильма «Веселые ребята» с Л.Утесовым и своей женой Л.Орловой в главных ролях. Критика встретила фильм в штыки, считая что в нем недостаточно «революционного пафоса», Наркомат просвещения РСФСР запретил картину. Вмешался Горький. Он помог организовать просмотр новой кинокомедии членами Политбюро и добился одобрения Сталина, отменившего запрет. Фильм имел огромный успех. Следующим Александров снял фильм «Цирк», в основу которого был положен сценарий И.Ильфа, Е.Петрова и B.Катаева (Александров настолько грубо обошелся со сценарием, что авторы отказались от своей подписи). В этом фильме Александров резко усилил идеологический акцент, ставя во главу угла преимущества советского образа жизни перед западным.
       В дек. 1936 Александров по личному поручению Сталина снял и смонтировал фильм «Доклад товарища Сталина о проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII съезде Советов».
       Вышедшая в 1938 комедия «Волга-Волга» также имела оглушительный успех. В ней Александров, комически изображая профессиональное искусство, делал упор на том, что неизмеримо ценнее не профессионалы, а «люди от станка». Та же тема — красивая сказка о счастливой жизни в СССР и широких возможностях для советского человека — стала стержнем картины «Светлый путь» (1940). Последней популярной комедией Александров стала «Весна» (1947) и после Александров уже не смог повторить достигнутый успех: его фильмы «Встреча на Эльбе» (1949) и «Композитор Глинка» (1952) стали просто бездарными агитками. После смерти Сталина Александров пытался угодить новому руководству, но уже не смог создать ничего хотя бы отдаленно напоминавшее его старые фильмы. Его последний фильм — «Скворец и лира» не был даже выпущен на экраны.
       В 1950—57 Александров был художественным руководителем режиссерского курса во ВГИКе.
       В 1983 снял документальный фильм «Любовь Орлова».

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:07:49 UTC