Эйзенштейн Сергей Михайлович [22.01.1898-11.02.1948]

Эйзенштейн Сергей Михайлович
       (10.1.1898, Рига Лифляндской губернии — 11.2.1948, Москва),
       — кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), двукратный лауреат Сталинской премии (1941, 1946).
       Сын инженера. Учился в Петроградском институте гражданских инженеров, а в 1917 — в школе прапорщиков.
       В марте 1918 поступил в РККА, служил телефонистом, сапером, техником-строителем; одновременно начал принимать участие в самодеятельности.
       С 1920 учился на восточном отделении Академии Генерального штаба (не окончил), одновременно работая художником московского молодежного театра «Пролеткульт».
       С 1922 режиссер Первого Московского рабочего театра; был активным участником ЛЕФа («Левого фронта»), выступавшего против «отмирающей буржуазной культуры».
       С 1923 руководитель театральных мастерских Пролеткульта.
       С 1924 начал работать в кино.
       В 1925, совместно с Г.В.Александровым, И.А.Пырьевым, М.М.Штраухом, выпустил первый фильм «Стачка».
       В 1925 в рекордно короткие сроки (3 месяца) снял фильм «Броненосец "Потемкин"» — насквозь проникнутый большевистской пропагандой, дающий партийную (и лживую) трактовку событий восстания на броненосце в 1905. После выхода фильма на экраны сразу же стал самым известным советским кинорежиссером. Американская киноакадемия признала «Броненосец "Потемкин"» лучшим фильмом 1926, на Парижской выставке искусств он получил высшую награду (Супер гран-при).
       В 1929 командирован (вместе с Александровым и оператором Э.К.Тиссэ) в Западную Европу и Северную Америку для ознакомления с техникой звукового кино.
       С 1932 преподавал во ВГИКе, с 1937 — профессор.
       Поставил также художественные фильмы «Октябрь» («Десять дней, которые потрясли мир»; 1927), «Старое и новое» («Генеральная линия»; 1929), «Александр Невский» (1938).
       В 1935 начал снимать фильм «Бежин луг» (в основе история Павлика Морозова), но в 1937 фильм был подвергнут резкой критике и снят с производства.
       Во время Великой Отечественной войны находился в эвакуации в Алма-Ате; снял исторический фильм «Иван Грозный». 1-я часть фильма, где Эйзенштейн создал образ царя, вынужденного ради блага страны использовать жесткие методы в борьбе против бояр-предателей (явно просматривающаяся параллель с И.В.Сталиным). Фильм получил восторженную критику, однако 2-я его часть (завершенная в 1945) вышла на экраны только после смерти Сталина, в авг. 1958, а съемки 3-й части были приостановлены. Постановление ЦК ВКП(б) от 4.9.1946 констатировало, что Эйзенштейн во «2-й серии фильма "Иван Грозный" обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов». Работу по переделке фильма начать не успел по состоянию здоровья.
       Жена (с 1934) — журналистка Пера Моисеевна Фогельман (литературный псевдоним — Пера Аташева) (1900—1965), ставшая его секретарем, помощницей, биографом; сохранял с женой платонические отношения.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:07:41 UTC