Закруткин Виталий Александрович
|
Другие персоны с фамилией Закруткин
Другие персоны с именем Виталий Кто родился в этот день 27.03 Кто родился в этот год 1908 |
[14(27).3.1908, Феодосия - 9.10.1984, ст. Кочетовская-на-Дону Ростовской обл.]
— прозаик, литературовед.
Сын учителей, вырос в деревне, с детства знаком с крестьянским трудом.
В 1932 экстерном закончил Благовещенский педагогический институт, в 1933 поступил в аспирантуру при
Педагогическом институте им. Герцена (Ленинград), в 1936 защитил кандидатскую диссератацию о
романтических поэмах А.С.Пушкина. В этом же году Закруткин получил назначение на должность
заведующего кафедрой русской литературы Ростовского педагогического института.
Личное знакомство с А.Серафимовичем, М.Шолоховым, А.Прокофьевым, С.Сергеевым-Ценским и другими
писателями, непрекращающаяся связь с бывшими аспирантскими наставниками помогали Закруткин
поддерживать достаточно высокий филол. уровень.
В 1937 Закруткин были широко организованы дни памяти Пушкина, выпущен сборник исследовательских
статей Закруткина «Пушкин и Лермонтов». Одной из необычных страниц разносторонней деятельности
Закруткина стала публикация песен калмыцкого народного эпоса «Джангар» (1940). Незадолго до войны
вышла в свет повесть «Академик Плющов». Научная тематика присутствовала и в очередном
художественном замысле Закруткина: «Думаю писать роман о вузе — профессорах, студентах...» (Из
письма А.Дымшицу. Май 1941). Основной же по-прежнему оставалась преподавательская работа —
Закруткин готовился к защите докторской диссертации о творчестве Л.Толстого.
Но война круто изменила планы Закруткина. Порвав прямо в военкомате бронь для научных работников,
Закруткин отправляется на фронт военным корреспондентом. По живым впечатлениям от боев была
написана книга фронтовых рассказов и очерков «На переднем плане» (Пятигорск, 1942). Сотрудничая с
армейскими газетами, Закруткин снабжал их репортажами и очерками с окопных передовых. Войну
завершил в Берлине. Вернулся на прежнюю работу, но груз военных впечатлений заставляет обратиться к
фронтовому дневнику, по материалам которого создается повесть-хроника «Кавказские записки» (1946).
Повесть имела успех, но не исчерпывала всех замыслов Закруткина «Война сделала меня писателем»,—
скажет он о себе в 1983 (Театральная жизнь. №23). Чтобы полностью остаться наедине с пережитым, в
1947 Закруткин переезжает из Ростова в глухую ст.Кочетовскую, где не было даже электричества. В
результате такого резкого перелома в жизни распадается семья. Но, несмотря на все семейные
осложнения, в Ростове в неприкосновенности сохранился рабочий кабинет писателя.
К этому времени у Закруткина уже появился замысел большого исторического романа, о чем заявил он в
письме Н.К.Пиксанову в 1946 (Русская литература. 1978. №2). Но писатель будет подходить к
воплощению этого замысла постепенно, с разных сторон прорабатывая будущие темы и психологические
коллизии. С этой точки зрения все его произведения, написанные до «Сотворения мира», можно
рассматривать не только как самостоятельные, каковыми они и являются, но и одновременно как
предварительные этюды к будущей панораме.
Рассказ «Млечный путь» (1948) и повесть «За высоким плетнем» (1948) затрагивают некоторые
характерные проблемы послевоенной жизни, как психологические, так и бытовые. Герой из рассказа
«Млечный путь» предваряет образ Андрея Ставрова, героя-созидателя из будущей эпопеи. Здесь же
зарождается коллизия между героем-романтиком и его возлюбленной, желающей жить полнокровно
сегодня, а не в сотворенном с теми или иными жертвами будущем.
Нельзя не заметить здесь и отзвуков биографии самого Закруткина.
Симпатии автора однозначно на стороне преобразователей-мечтателей. Это вполне объяснимо, если
вспомнить о послевоенной разрухе. Герои Закруткина мечтают не только о преображении хозяйства, но и
всего духовного строя жизни.
Тема умелого хозяйствования на земле получила дальнейшее развитие в романе «Плавучая станица»
(1950). Непосредственное вторжение литературного произведения в конкретную сферу народного
хозяйства стало приметой времени («Русский лес» Л.Леонова и др.). Роман получил широкий отклик в
профессиональных кругах рыболовов.
В 1951 роман был удостоен Государственной премии СССР.
В 1953 Закруткин приступил к непосредственному воплощению замысла романа-эпопеи «Сотворение
мира». В 1-й книге (1955-1956) разворачивается панорама семейной хроники Ставровых, жителей
небольшой деревни. Отправной хронологической точкой был выбран 1921-й — год страшного голода в
Центральной России. 2-я книга (1967) обогащается дополнительными сюжетными линиями. Подробно
рассматривается эмигрантская тема. 3-я книга охватывает период с 1936 по 1945. Создавалась же она с
конца 1960-х (опубликована в 1978; Государственная премия СССР 1982), вобрав некоторые творческие
тенденции этого времени.
Тема «судьбы человека» раскрывается также в рассказе «Подсолнух» (1958), в повести «Матерь
человеческая» (Государственная премия 1971). Этим произведениям свойственны яркий
символико-романтический стиль, патетический пафос. До конца своих дней Закруткин работал над
повестью «На Золотых Песках». Произведение осталось незавершенным. С опубликованных страниц
звучит мысль о той цене, которую заплатили в прошлую войну люди разных стран. В интервью Закруткин
называл произведение повестью-предостережением.
Прожив всю свою писательскую жизнь в станице Кочетовской, Закруткин стал неотъемлемой частью этой
земли. Он не раз писал о ней («Кочетовцы», 1969; «В родном краю», 1971; «В донской степи», 1973, и др.),
почти все это время был депутатом местного и областного советов. Стараниями Закруткина была
построена новая школа-десятилетка, а также поселковая дорога, восстановлена церковь в станице
Семикаракорской. Закруткин, как и М.Шолохов, воплотил особый «донской» стиль писательской жизни.
Похоронен Закруткин во дворе собственного дома, ставшего музеем. В его честь назван теплоход.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх