Зайцев Варфоломей Александрович
|
Другие персоны с фамилией Зайцев
Другие персоны с именем Варфоломей Кто родился в этот год 1922 |
- литературный критик, переводчик, публицист.
Род. в Костроме.
Получил домашнее образование, учился на юридическом факультете Петербургского университета (1858-1859), затем на медицинском факультете Московского университета (1859-1861).
В 1863-1865 Зайцев - сотрудник журнала "Русское слово", в котором возглавлял "Библиографический листок".
За связи с революционным подпольем был арестован и заключен в Петропавловскую крепость (1866). Выпущенный на свободу за недостаточностью улик, Зайцев занимался переводами Ф.Лассаля, Вольтера, Д.Дидро, Т.Гоббса.
В марте 1869 эмигрировал в Париж, позже переехал в Женеву. Скоропостижно скончался в Швейцарии.
В исследовательской литературе Зайцев характеризуют обычно как представителя русского нигилизма 60-70-х XIX в. Современники видели в нем "вождя, учителя и главу нигилистов" (М.А.Антонович).
Мировоззренческим вектором, определявшим развитие философских и социально-политических взглядов Зайцева, был так называемый "реализм", который характеризовало, прежде всего, "отрицательное", критическое отношение к современному обществу, ярко выраженный утилитарный рационализм. На формирование его воззрений значительное влияние оказали как русские (Н.Г.Чернышевский, В.Г.Белинский, А.И.Герцен), так и европейские (Д.Локк, Ч.Дарвин, Л.Бюхнер, Дж.С.Милль, И.Бентам, Г.Т.Бокль и др.) мыслители.
В основе нигилистских убеждений Зайцева - разрыв с гуманитарной традицией как таковой, масштабная экстраполяция естественно-научных понятий на все сферы обществоведческого знания, механический, "вульгарный" материализм. Отсюда - пропаганда Зайцевым естествознания, "реальной", "положительной" философии, отрицание всего того, что при соотнесении с принципом пользы, признавалось несоответствующим ему, и, следовательно, вредным (например, его утверждения о бесполезности искусства, любого вида творчества, не несущего в себе общественно пригодных идей, оценка Пушкина в противопоставлении Некрасову).
Взглядам Зайцева были свойственны не только мировоззренческий радикализм и негативизм, но, в значит, степени, и бланкизм П.Н.Ткачева и политический экстремизм С.Г.Нечаева. Так, постоянно высказывая мысль о необходимости "коренных реформ", демонстрируя непреклонную уверенность в исторической правоте социалистических ценностей, он в то же время весьма скептически относился к революционным и преобразовательным возможностям народа, который, по его мнению, пассивен и по своей неразвитости не может поступать сообразно своим выгодам, не понимает значения политического и социального освобождения. Поэтому ему просто-напросто необходимо "навязать" свободу, хотя бы и "насильно".
В свете подобных убеждений особые надежды Зайцев возлагал на революционное меньшинство, на революционно-активную деятельность интеллигенции. Он полемизировал со "славянофилами" и "славянофильствующими патриотами", к которым причислял и народников, упрекая последних за идеализацию народа.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх