| 
Заболоцкий Николай Алексеевич  
 | 
| Другие персоны с фамилией Заболоцкий Другие персоны с именем Николай Кто родился в этот день 07.05 Кто родился в этот год 1903 | 
      
[24.4.(7.5).1903, ферма близ Казани — 14.10.1958, Москва]  
      
— поэт.  
      
Отец Заболоцкого, корни крестьянского рода которого уходят ко времени освоения северного края России 
новгородскими ушкуйниками, в 1903 служил агрономом. Мать происходила из духовного сословия, 
работала помощницей сельской учительницы. Когда Заболоцкому исполнилось 7 лет, семья переехала на 
родину предков, в Вятскую губ., и обосновалась в с. Сернур. Окончивший там 3 класса начальной школы 
Заболоцкий в 1913 был принят в Уржумское реальное училище. О благодатных впечатлениях этих лет 
(внимание к гуманитарным дисциплинам в училище, постоянное общение с миром природы) Заболоцкий 
расскажет впоследствии в воспоминаниях «Ранние годы» (1955, впервые: Тарусские страницы. Калуга, 
1961). После Октябрьской революции Заболоцкий покидает провинцию, отправляется в Москву, поступает 
на медицинское отделение университета, но бросает его и переезжает в Петроград. Там он становится 
студентом Педагогического института им. Герцена (отделение языка и литературы 
общественно-экономического факультета).  
      
В 1922 г. в издаваемом студентами машинописном журнале «Мысль» впервые печатает свои стихи и статью 
«О сущности символизма». По окончании института — служба в армии, а по завершении ее (1927) — работа 
в детской секции 
      
ГИЗа (публикует стихи и рассказы для детей, иногда под псевд. Я.Миллер), участие в создании группы 
ОБЭРИУ (Объединение реального искусства), куда наряду с ним входят Д.Хармс, А.Введенский, 
К.Вагинов, Д.Левин, И.Бахтерев и др. Первая книга «взрослых» стихов Заболоцкого «Столбцы» (1929) 
(стихотворная книжка для малышей «Хорошие сапоги» вышла в 1928) вызвала бурную дискуссию в прессе. 
Перед молодым поэтом открывалась широкая перспектива. Но опубликованная в 1933 поэма «Торжество 
земледелия» была оценена в печати как пасквиль на коллективизацию. Уже набранный к тому времени 
новый сборник Заболоцкого со стихами и поэмой не увидел света (по сохранившейся корректуре вместе с 
другими стихами Заболоцкого он впервые был издан сыном поэта Н.Н.Заболоцким в книге под названием 
«Вешних дней лаборатория». М., 1987). После репрессии Заболоцкий создает лучшие произведения для 
детей: прозаические переложения знаменитых романов Ф.Рабле, Д.Свифта, Ш. де Костера, на которых 
будет воспитываться не одно поколение юных читателей. Но лишь появление «Второй книги» (1937), куда 
наряду с шедеврами натурфилософской лирики 1930-х вошли «Прощание», посвященное памяти Кирова, и 
«Горийская симфония» о Сталине, позволило критикам заговорить о «втором рождении» поэта, 
избавляющегося от «прежних ошибок».  
      
Однако 19 марта 1938 Заболоцкий был арестован и затем осужден по сфабрикованному делу за 
антисоветскую пропаганду. От смертной казни его спасло то, что, несмотря на тяжелейшие физические 
испытания на допросах, он не признал обвинения в создании контрреволюционной организации, куда 
якобы должны были входить Н.Тихонов, Б.Корнилов и др. Об этих событиях Заболоцкий потом поведал в 
«Истории моего заключения» (Даугава. 1988. №3). Срок отбывал с февр. 1939 до мая 1943 в системе 
Востлага НКВД в р-не Комсомольска-на-Амуре; затем в системе Алтайлага в Кулундинских степях; с марта 
1944 — в Караганде, уже освобожденным из-под стражи. Частичное представление о его лагерной жизни 
дает подготовленная им подборка «Сто писем 1938-1944 годов» — выдержки из писем к жене и детям 
(Знамя. 1989. №1).  
      
В таких условиях Заболоцкий совершил творческий подвиг: закончил переложение «Слова о полку 
Игореве» (начал в 1937), ставшее лучшим в ряду опытов многих русских поэтов. Это помогло ему добиться 
освобождения и в 1946 переехать в Москву. В послевоенное десятилетие печатается редко. Сборник 
«Стихотворения» (1948) не привлек широкого внимания: социально-политическая обстановка тогда не 
располагала, а подчас и мешала восприятию высокой философской поэзии. В те годы поэт занимался в 
основном переводами, преимущественно грузинских классиков и современников (наивысшие достижения — 
переводы поэм Важа Пшавелы и «Витязя в тигровой шкуре»). Только последняя прижизненная книга 
Заболоцкого, вышедшая в пору так называемой «оттепели» (Стихотворения. М., 1957), открыла его 
поэзию заново. Но «большим русским поэтом» публично его впервые назвали в некрологе. 
      
Главная тема, мучившая Заболоцкого, «нерв» его творческих поисков — трагедия разума. От раннего 
стих. «Меркнут знаки Зодиака» (1929) до предсмертного «На закате» (1958) пролегает путь 
напряженнейшего вживания индивидуального сознания в загадочный мир бытия, который неизмеримо 
шире и богаче созданных людьми рассудочных конструкций. На этом пути поэт-философ претерпевает 
существенную эволюцию, в ходе которой можно выделить 3 стадии: 1926-33; 1932-45 и 1946-58. 
      
Уже в первой дошедшей до нас статье Заболоцкого «О сущности символизма» он сводит счеты с самым 
влиятельным направлением русской поэзии начала века. Отдавая дань уважения стремлениям символистов 
«реализовать» сущность мира средствами искусства, он решительно не принимает их творческий метод: 
«Таинственный мир, являющийся символистам, был далеко не объективным, наоборот, он носил в себе 
отпечаток индивидуальности автора <...> вдохновенные откровения миров были не гласом природы, но 
видением индивида...» (СС. Т.1. С.519). Достижение подлинного единства искусства с реальностью и 
было провозглашено в тех частях манифеста ОБЭРИУ, которые написал Заболоцкий,— «Общественное 
лицо ОБЭРИУ» и «Поэзия обэриутов» (Афиши Дома печати. 1928. №2. С.11-13). Ставя целью возродить в 
поэзии мир «во всей чистоте своих конкретных мужественных форм», очистить его от тины «переживаний» 
и «эмоций», Заболоцкий совпадал с футуристами, акмеистами, имажинистами, даже с конструктивистами. В 
отличие от них автор проявил явную интеллектуально-аналитическую направленность: обэриуты должны 
не только «организовать вещи смыслом», но и выработать органически новое мироощущение, новый 
способ познания или, применяя терминологию близкого к ним художника П.Н.Филонова, «новый 
интеллектуальный вид».  
      
Свойства такого метода и проявляются в «Столбцах». Может показаться, что перед нами 
остросатирическое изображение мещанского быта периода нэпа. Да, это в книге есть. Маклаки на 
толкучке Обводного канала, завсегдатаи Народного дома, бродячие музыканты, механистичные 
«Ивановы», едущие на работу «в своих штанах и башмаках», преуспевающие герои «нового быта» на 
свадебном пире... Но этот мирок «Ивановых» все-таки летит «в пространство бытия» («Свадьба»). К тому 
же цикл дополнялся стихами сугубо натурфилософского характера, в книгу тогда не включенными (в 
дальнейшем «городские столбцы» первой книги Заболоцкого продолжит «столбцами смешанными» и 
поэмами «Торжество земледелия», «Безумный волк» и «Деревья» — произведениями 1926-33). В них речь 
шла не только о конкретно-социальной сущности человека, но и о родовой сущности человека как 
диктатора по отношению к природе — «Саваофа», «императора коровьего мяса» («Искусство»).  
      
Заболоцкий начал с развенчания человека, с превращения его из «владыки Вселенной» в «клопика» 
(«Птицы»). Даже основной закон мышления — причинно-следственные связи — объявил «выдуманными 
знаками» («Поэма дождя», 1-я ред.). Зато при отказе от них и возник особый пейзажный мир, где «Каждый 
маленький цветочек / Машет маленькой рукой», где каждая деталь одушевлена и живет независимой 
жизнью.  
      
В крупных произведениях Заболоцкого всегда возникали два антипода, и каждый был по-своему прав. В 
«Поэме дождя» Змея видит правду в самом процессе движения, а Волк склонен к конечным определениям. 
В «Торжестве земледелия» предки отдают предпочтение среднему, близкому к природе уровню развития, 
а Солдат немедленно принимается за претворение утопии. Такому новому наукообразному мышлению были 
конкретные основания. Широкую популярность в 1920-е обрела теория относительности А.Эйнштейна. 
Получила известность «Философия общего дела» Н.Ф.Федорова. Работы К.А.Тимирязева о растениях, 
В.И.Вернадского о ноосфере, Ю.А.Филипченко об эволюционной идее в биологии издавались тогда 
неоднократно и были известны Заболоцкому. Но нравственно-эстетическая оценка людского сообщества 
оставалась у него на первом плане. Причем абстрактным выразителем добра становился «поэт», 
подчиняющий слова естественному дыханию, творящий с детской непосредственностью и потому 
способный найти общий язык с природой («Искусство», «Испытание воли», «Безумный волк»). Тем самым 
Заболоцкий возвращался к нравственному максимализму любимого им Григория Сковороды и перекликался 
с Велимиром Хлебниковым. Правда, нравственное выступало у Заболоцкого в этот период как проблема 
рассудочная, а понимание неизбежности зла уживалось с его внутренним неприятием: даже приготовление 
пищи, которое «так приятно»,— «кровавое искусство жить» («Обед»). Его герои тех лет — натуры 
идеальные, условные, они начисто отрешены от всего бытового. А оно мстит. Исковерканным трупом 
Безумного «запечатано кладбище старого леса» («Безумный волк»), гибнет кот-отшельник, вышедший на 
битву с миром обывателей («На лестницах»), а героический пафос «Торжества земледелия» разъедает 
авторская ирония: идеальное не сходится с повседневным. Растущая тревога о роковой 
противопоставленности миров — человеческого и природного — требовала утоления, духовного 
преодоления разлада. С упоением вчитывался автор столбцов (столбцы — жанровое определение их 
создателя, обусловленное особой, кадровой формой изобразительности) в философские брошюры 
К.Э.Циолковского, даровавшие надежду на братское единение человека с космосом, но с грустью 
признавал: «...одно дело знать, а другое — чувствовать. Консервативное чувство, воспитанное в нас 
веками, цепляется за наше сознание и мешает ему двигаться вперед» (из письма К.Э.Циолковскому от 18 
янв. 1932 // СС. Т.З. С.310). 
      
И все-таки создать подлинно гармоничный мир Заболоцкого помогло как раз «консервативное чувство». 
Именно сердцем ощутил герой его Лодейников неправедность безжалостной борьбы за существование, 
царящей в природе, именно мечта об усовершенствовании природы «усильем светлого ума» и 
нравственной чистотой привела к созданию особой образной системы. В столбцах противоречия двух 
миров разрешались попыткой соединить материально-стихийное с рациональным, «безумие» с «умом» 
(стих. «Предостережение»), и все-таки примирения не получалось. Велась борьба с музыкальностью 
стиха, ибо, по Заболоцкому, музыка являлась проявлением человеческого субъективизма, с которым 
следует бороться.  
      
С 1932 начинает вырабатываться формула поэтического творчества МОМ (мысль — образ — музыка). 
Музыка здесь — не выражение душевных тайн индивидуума, а затаенная гармония всеобщей жизни, 
которая воплощена материально и родственна гармонии душевной. Ее-то человек и постигает, очищаясь 
от суетности частного сознания и от «кровавого искусства жить». Трагичен облик замерзающей реки, 
которая «затвердевает в каменном гробу». Но перед нами и прообраз человека, где «уходящий трепет 
размышленья», «глухое томленье», и бьется река о берег «головой». Так, по принципу контрапункта 
предметное переходит в духовное и наоборот («Начало зимы»). С мучением пытается живой цветок 
понять свое отражение на схеме в науч. книге — и мертвое подобие оживает, шевельнувшись ему 
навстречу («Все, что было в душе...»). Жизнь и смерть, предметно-детальное и отвлеченно-разумное 
находят общее в едином ритме бытия. И покорители природы выступают уже не алчными потребителями, 
как в столбцах, а как существа, равноценные ей, но несущие разумное преобразующее начало («Север», 
«Седов», «Голубиная книга»). Лирическое «я» поэта раскрепостилось, но оно постоянно переходит в 
коллективное «мы».  
      
Так Заболоцкому 1930-х удалось художественно осуществить вековую мечту европейских романтиков: 
преодолеть дуализм мировосприятия и создать художественно-философскую систему, родственную 
античному мировосприятию, где «индивидуум равен роду» (Ф.Шеллинг). Поэт искренне уверовал в ее 
истинность, хотя подспудно в таких стихах — и в «Начале зимы», и в «Засухе», и в стих. «Вчера, о смерти 
размышляя...» — ощущалась тревога, как бы предвещающая, что достигнутая гармония 
преждевременна. 
      
Изменения в сознании Заболоцкий по возвращении из заключения обнаружились не сразу. В ключе 1930-х 
он написал ряд превосходных произведений: «Утро», «Гроза», «Бетховен»... Закончил «ЛОлейникова», 
завершив его патетическим описанием города, который, как мудрый дирижер, правит голосами природы. 
Однако уже в «Творцах дорог» (1947) прозвучали щемящие строки, свидетельствующие о том, что в 
сознании 3. человек вновь начал отдаляться от природы: о «хоре цветов, не уловимом ухом», о созвучье 
тех мелодий, «о которых /Так редко вспоминает человек». И сам поэт уподобил себя слепцу, отрешенному 
от цветового многообразия мира, сохраняющему связь с мирозданием лишь в своем сердце («Слепой»). Он 
даже отвергает «дух, полный разума и воли», если дух этот — «лишенный сердца и души» 
(«Противостояние Марса»), и потому утверждает «черту, присущую народу»,— способность мыслить не 
только разумом, а «всей своей душевною природой» («Ходоки»). Поэт уже не удовлетворяется 
абстрактным понятием «добро» и заменяет его конкретным «доброта». Холодный сосуд разумной гармонии 
ощутил необходимость огня — «огня сочувствия», сострадания. Не разум, а чувство утверждает теперь 
Заболоцкий основой красоты и творчества («Некрасивая девочка», «Старая актриса»). Под холодными 
созвездиями Магадана, в пекле среднеазиатских степей испытывалось его сердце. И все умозрительные 
теории отступили перед чувством признательности и покаяния за свое нравственное несовершенство при 
воспоминании о седой крестьянке, протянувшей на кладбище ему, случайному прохожему, две 
поминальные лепешки («Это было давно»).  
      
К концу жизни Заболоцкий впервые написал стихи о любви, причем не о любви вообще (были 
«Лодейников», «Соловей»), но о своей, личной — цикл «Последняя любовь». Самоценность личности, 
непреходящую ценность каждого мгновения жизни — вот что стал поэтизировать он и в этом находить 
родство с другими. Все больше влечет Заболоцкого к историческим истокам отечественной устойчивости 
перед стихийными силами разрушения и всемирно-исторической драмы взаимного непонимания отдельных 
людей и народов. Написав в 1958 поэму «Рубрук в Монголии» на традиционную для русской литературы 
тему о противостоянии Востока и Запада, коллективистского и индивидуалистического сознания, он 
решил осуществить давно вызревавший замысел — поэтическую трилогию «Поклонение волхвов», 
«Смерть Сократа», «Сталин». Не успел. 
      
Творческая эволюция Заболоцкого наглядно выражается в трех универсальных метафорах, 
соответствующих его миропониманию разных лет. Для столбцов и поэм 1926-33 это «природа — тюрьма» 
— «таинственный и неподвижный мир», отрешенный от человеческого сознания («Прогулка», «Змеи», 
«Осень», 1932).  
      
В натурфилософской лирике 1932—39, включая переложение «Слова о полку Игореве» (1945),— «природа 
— орган», где властвует двуединый образ, выражающий равноправие духовного и материального 
(«Метаморфозы»). В послевоенной поэзии на первый план выходит природа — «безумная, но любящая 
мать» — образ, в котором основу составляет не натурфилософское содержание, а сложное 
психологическое состояние («Я не ищу гармонии в природе...»). И смена творческих ориентиров 
ощущается отчетливо: сначала В. Хлебников, основатель «аналитического искусства» художник 
П.Филонов; в 1930-е — Е.Баратынский и Ф.Тютчев; после — сближение с поэтикой А.Блока и позднего 
Б.Пастернака. В целом же трудно найти значительное имя в мировом искусстве, которое не называли бы в 
связи с творчеством Заболоцкого: Ломоносов и Державин, Гоголь и Лев Толстой, Пушкин и Достоевский, 
Гете и Рабле, Брюсов и Маяковский, Боттичелли и Рокотов, Шагал и Пикассо... Архитектура, балет,
Литература и другие источники информации
| 
Дата последнего изменения: | 
Наверх