Журавлёв Виталий Васильевич
|
Другие персоны с фамилией Журавлёв
Другие персоны с именем Виталий Кто родился в этот день 26.05 Кто родился в этот год 1931 |
- специалист в области социальной философии, культурологии и политологии; доктор философских наук, профессор
Род. в с.Владимировка Оренбургской обл.
Окончил исторический факультет Оренбургского педагогического института (1953), аспирант кафедры философии МГПИ им. В.И.Ленина (1956).
Преподавал философии в Ростовском педагогическом институте (1956-1968),
являлся заведующий кафедрой в ИПК при Ростовском университете (1968-1982);
с 1982 - профессор кафедры философии ВКШ при ЦК ВЛКСМ, затем заведующий кафедрой философии Института молодежи, по совместительству профессор кафедры социально-политических теорий ИППК при МГУ.
Докторская диссертация - "Основные закономерности коммунистического общественного сознания" (1966).
Действительный член Российской Академии гуманитарных наук (с 1995), заслуженный деятель науки РФ.
Работы Журавлёва посвящены теории общественного сознания и духовной жизни, методологии социального познания, художественной культуре и эстетическому воспитанию; им исследована структура общественного сознания, его формы, уровни, состояния, разрабатывались методологические основания типологии общественного сознания.
В трактовке Журавлёва относительная самостоятельность общественного сознания - это его способность развиваться по своим внутренним законам. В свою очередь, последние Журавлёв разделяет на отраженные законы общественного бытия и законы отражения общественного бытия. Обоснование этой точки зрения Журавлёв сопровождает критикой, с одной стороны, вульгарно-социологического редукционизма, отрицающего относительную самостоятельность общественного сознания, а с другими - отождествления относительной самостоятельности духовных явлений с иллюзиями, их абсолютной самостоятельности, питавшими на протяжении истории духовной культуры многие концепции ее полной суверенности и самодостаточности.
Воспроизводя основные формы обнаружения относительной самостоятельности общественного сознания, Журавлёв различает ее гносеологические и социологические аспекты. Гносеологический аспект - логика духовного освоения мира в специфике различных способов его: теоретическое (наука, философия) и духовно-практическое (мораль, искусство).
Социологический аспект - функционирование общественного сознания в социальном времени и пространстве, детерминированность духовных ценностей настоящего прошлым уровнем культуры, преемственность в ее развитии.
Наконец, считает Журавлёв, общественное сознание относительно и в том смысле, что нет содержательного и синхронного совпадения в темпе его движения и движения социума. Отдельные элементы духовные сферы сохраняются в данной системе культуры как реликты предыдущих времен, другие, наоборот, как бы обгоняют свое время, выступают духовными вестниками будущего.
Журавлёв утверждает, что обществ, сознание, будучи относительно самостоятельным, сохраняет определенные исторические координаты. В то же время общественное сознание относительно самостоятельно, обладая неисчерпаемым творческим потенциалом, выполняя проективную и опережающую функции.
В области политологии Журавлёв исследует проблемы методологии науки о политике, особенностей современного политического процесса, взаимодействия культуры и рынка, обосновывает идею о необходимости новой культурной политики в современном российском обществе.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх