Жуков Дмитрий Анатольевич
|
Другие персоны с фамилией Жуков
Другие персоны с именем Дмитрий Кто родился в этот день 30.08 Кто родился в этот год 1927 |
[30.8.1927, г. Грозный]
— прозаик, литературовед, переводчик.
Родился в семье инженера-нефтяника. Согласно общему гербовнику Всероссийской империи, «фамилия
Жуковых происходит от грека Иоанна Самолвина, которого крестивший Русскую землю Великий князь
Владимир за черное облаченье прозвал Жуком. Потомки сего Самолвина — Жуковы многие Российскому
престолу служили наместниками, стольниками и воеводами». Герб — перевернутая подкова. Девиз
Жуковых — «Честь побеждает всё». Род Жуковых до наших дней ярко проявляет себя на литературном,
военном, научном и политическом поприщах.
В дек. 1944 Жуков добровольно вступил в ряды Красной Армии, в апр. 1945 ранен.
В 1947 окончил Киевское военное училище связи, служил командиром взвода и роты в г.Николаеве. После
окончания Военного института иностранных языков (1949-54) зачислен в распоряжение Генштаба, служил
за границей и в Москве до 1960. Имеет боевые и правительственные награды.
Перед увольнением из армии Жуков занимался переводом зарубежной художественной литературы.
В 1956 опубликовал в «Роман-газете» (№4-5) роман известного писателя, впоследствии президента
Югославии, Добрицы Чосича, а также мн. произведения сербских классиков. Отказавшись вступить в
компартию, Жуков был отстранен от загранкомандировок. Он участвует в создании первой электронной
машины переводчика с английского на русский: его логические схемы действуют в компьютерных
программах по сей день. После увольнения из армии Жуков написал несколько научно-художественных
книг о своей работе: «Загадочные письмена» (1962), «На руинах Вавилона» (М., 1963), «Переводчик,
историк, поэт? Слово тебе, машина» (М., 1965). Книги задели модных тогда «структуралистов»,
назвавших Жукова — «ползучим эмпириком». В результате журнальной полемики вокруг этих книг («Новый
мир», «Молодая гвардия», «Московский комсомолец») Жуков вошел в круг сотрудников ИМЛИ В.Кожинова,
П.Палиевского и др.— противников структурализма.
По окончании Высших сценарных курсов (1962-64) Жуков публикует десятки статей, очерков, рассказов в
периодической печати. Наибольший успех имели сентиментальный рассказ «Растут ли яблоки на березах?»
и книга «В опасной зоне. Хроники атомного века» (1965). Жуков переводит английскую, американскую,
сербскую классику и современную литературу. Всего Жуковым издано около 100 книг переводов (Глишич,
Нушич, Голсуорси, Джек Лондон, Конан Дойл, Стейнбек, Даррел, Уэллс, Саймак, Брэдбери и др.), а также
теоретический труд «Мы — переводчики» (1975).
Жуков активно включился в борьбу против разрушительных тенденций в отношении русской культуры со
стороны лиц, захвативших видные посты в партийном аппарате. Жуков принимает активное участие в
создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, во второй половине 1960-х
становится членом его правления и вместе с др. писателями, журналистами, историками, художниками
организует при нем «вторники», называемые часто в мемуарах «Русским клубом».
Расцвет творчества Жукова — писателя и общественного деятеля, удостоенного звания заслуженного
работника культуры РФ, приходится на 1970-е. В серии «Жизнь в искусстве» выходит труд о сербском
драматурге Брониславе Нушиче (1972), написанный иронично и живо, отражающий эпоху борьбы южных
славянских народов за свою независимость от турецкого ига и тепло встреченный советской и
югославской критикой. Известный поэт и переводчик Пушкина и других русских классиков Б.Ковачевич
отмечал в газете «Политика»: «Монография Д.Жукова, имеющая аромат романизированных биографий,
превзошла все, написанное до сих пор о Нушиче. Дмитрий Жуков своей книгой воздвиг в Москве памятник
Браниславу Нушичу, достойный его творчества и славы».
Одновременно Жуков работает над биографической повестью о трагической судьбе протопопа Аввакума.
В повести отражено взрывное превращение Московской Руси в могучее государство, распространившееся
до берегов Тихого океана под влиянием национальной идеи «Москва — Третий Рим», приведены
доказательства высокой грамотности городского и даже сельского населения, повсеместно
участвовавшего в диспутах во времена церковного раскола. Жуков проделал весь путь по следам
мученических странствий Аввакума. Повесть была набрана в «ЖЗЛ» в 1972, а потом рассыпана из-за
появления статьи заведующего идеологическим отделом ЦК КПСС А.Яковлева «Об антиисторизме». Через
год повесть была опубликована в сборнике «Русские писатели XVII века», снабженном авторитетным
предисловием академика Д.Лихачева, и благожелательно воспринята читателями и критиками.
В последующие годы одно за другим на страницах печати и в сборниках появляются повествования
Жукова о художнике Верещагине и генерале Скобелеве, Льве Толстом и Грибоедове, борце Поддубном
(1973), абхазском крестьянине Аршба (1975), рассказы, очерки, почти все отмеченные в журналах как
лучшие произведения года, а также медалью «Золотое перо».
Повесть «Владимир Иванович» об ученом-археографе Малышеве, посвятившем жизнь бескорыстному
служению делу поисков и сохранения древних рукописей, была опубликована в «Новом мире» (1978) и
«Роман-газета» (1981). В ней причудливо переплетаются события русской истории с перипетиями совр.
жизни. Она составила вместе с повестью об Аввакуме дилогию «Огнепальный», общий тираж которой с
переводами на другие языки превысил 4 млн. экземпляров.
Отталкиваясь от аввакумовского «Жития», Жуков стремился придать дилогии тот же эмоциональный
накал, пользуясь живописным, идущим от грубовато-яркого просторечия слогом. Жуков пишет не
исторические биографии и не романы в традиционном понимании, а нечто новое — жанр, вобравший в себя
достоинства художенственной прозы, но твердо опирающийся на факты. В книге «Козьма Прутков и его
друзья» (1976) столько выдумки, неистощимой фантазии, явного и скрытого пародирования, что это
скорее юмористический роман-мистификация, где вымышленный персонаж — Козьма Прутков — беседует,
спорит, путешествует со своими создателями: братьями Жемчужниковы-ми и А.К.Толстым.
Стержневым началом творчества Жукова служит тема патриотическая, тема любви к России, старой и
новой. В книге «Корни» (1977) он писал: «Живое чувство патриотизма должно проявляться естественно,
на основе гордого сознания крепости и вечности тех корней, из которых выросла наша культура. Величие
народа покоится на его прошлом, и давнем и недавнем. Отними это прошлое, и останется просто
громадная пестрая толпа, неспособная строить свою будущность».
В художественных исканиях Жукова объединяющим началом стало стремление расширить русло
традиционных форм биографического жанра. Он улавливает такие связи, которые придают его
биографиям романную, даже драматургическую сюжетность, делая при этом биографию своего героя
фактом собственной, внутренней, интимной жизни, отправляясь с ним не только в географическое
путешествие, но и в «путешествие души».
Сам Жуков пытался изложить историю жанра и осознать свой опыт в труде «Биография биографии»,
впервые опубликованном в журнале «Наш современник» (1979), вслед за чем последовала редакционная
статья С.Чупринина в «Литературная газета» за подписью «Литератор». Жуков осуждался за намеки на
некие «влиятельные разрушительные силы», провоцирующие «массированное наступление
авангардистов... ради торжества... массовой культуры». Ему инкриминировалось применение буржуазных
терминов в отношении советской литературы и искусства и отступление от марксистско-ленинских
принципов, которых Жуков никогда не придерживался. Статья положила начало журнально-газетной
травле. В частности, «Правда» (1983) предъявила упрек его книге «На семи холмах» (1981) в том, что
«здесь расточаются безудержные славословия святым Сергию Радонежскому, Пафнутию Боровскому,
Кириллу Новозерскому (?!), делается неосновательный вывод о неразрывной связи в прошлом культа и
культуры». В заключение говорилось, что «подобным изданиям требуется создать надежный заслон».
Именно в этой книге собраны статьи Жукова о безобразном отношении к памятникам истории и культуры, о
разрушенной Оптиной пустыни, грибоедовской Хмелите, церкви Знамения в Дубровицах и др., о
безответственном расточительстве средств, выделявшихся на реставрацию.
В 1987 вместе с В.Распутиным Жуков начинает кампанию по возвращению русским городам древних имен.
В эти же годы Жуков выпускает сборник этюдов и критических статей о современной литературе
«Заветное» (1981), создает ряд биографических книг: «Алексей Константинович Толстой» (ЖЗЛ, 1982),
«Портреты» (1984), «Богатырское сердце» (1985), пишет очерки «Боровские были» (Жуков — почетный
гражданин г.Боровска), вошедшие в книгу «Звезда вдохновенья» (1986), готовит к изданию 3-томное СС
Б.Нушича (1988), изучает творческое наследие В.В.Шульгина, что находит свое выражение в серии
обширных публикаций, впервые публикует биографию террориста Б.Савинкова (1990), угадывая
грядущие события.
Жуков принимает активное участие в общественной жизни, становится сопредседателем Фонда
славянской письменности и культуры, а потом и председателем Общества русско-сербской дружбы, в
качестве какового подвергается аресту 13 апр. 1994 за организацию несанкционированной демонстрации
против американских бомбардировок Белграда. В результате нескольких поездок в Иран Жуков пишет
книгу «Имам Хомейни» (1998).
В начале XXI в. работает над биографическим романом о В.В.Шульгине и воспоминаниями.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх