AZ-libr.ру

информационный портал





Желнов Марк Васильевич
[23.05.1927]

  Другие персоны с фамилией Желнов
Другие персоны с именем Марк
Кто родился в этот день 23.05
Кто родился в этот год 1927

       - специалист по истории философии и теории философского знания; доктор философских наук, профессор
       Окончил философский факультет МГУ (1950) и физический факультет МОПИ (1957), аспирантуру философского факультета МГУ (1960).
       Докторская диссертация - "Критика гносеологии современного неотомизма" (1971).
       С 1952 - на преподавательской работе.
       С 1964 по настоящее время - преподаватель кафедры философии естественных факультетов МГУ (позднее кафедра философии и методологии ИГУ и СИ МГУ); с 1964 - доцент, с 1972 - профессор.
       Желнов разрабатывает концепцию философии "конкретного самотворчества субъективного и объективного", проявляющегося на разных уровнях своих ипостасей: Человека, Культуры и "Бытия-Ничто". С его точка зрения, к концу XX в. представления о мире как "тождественном различии" и пребывающем в нем уединенном человеке существенно изменились. Проблема конкретного творчества преобразовалась в проблему его "конкретного самотворчества" сфер существования, времени и сущности. "Само-творчество" - это нечто "среднее" между рутинным "саморазвитием" и бытийным "само-творением" (когда, наоборот, преобладает тенденция к возникновению нового именно "из Ничего"). Соответственно, платоновско-аристотелевская "глубинная" сущность после Декарта и Канта преобразовалась в нововременное "Предметное ("отмеченное-пред") Содержание объекта", противостоящего субъекту, а к концу XX в.- в "Сущее", "обогащенное" прежнее существование.
       Желнов считает, что эпистемологическая проблема самотворчества субъекта и объекта познания переросла в не совсем традиционно понимаемую, но все же метафизическую проблему "конкретного самотворчества субъективного и объективного Бытия-Ничто". Субъективное (а не субъект) - это все продукты внутреннего и внешнего конкретного самотворчества человечества. Конкретное самотворчество "субъективно-объективного в человеке" происходит в трех основных сферах: сознательной (логико-эпистемологическое), эстетическо-этическо-волевой (духовно-идеально-практической) и соматической (человеческо-онтологической). Соответственно "объективно-субъективное вне человека" - в сферах: сознательно "опредмечиваемого" (эпистемилогическо-логического), бессознательно "отчуждившегося" (недуховного материально-предметно-практического); и, наконец, уже "навсегда" "овнешнившегося" (онтолого-человеческого) по отношению к человечеству и как бы заново им "овнутряемого". Все это тоже "конкретно самотворит". Отсюда постоянное "возрождение" "мета-физического" ("среднего" между "эпистемологическим" и "онтологическим") бесконечного вопрошания о конкретном самотворчестве субъективного в объективном и объективного в субъективном, единство которых и есть "Бытие-Ничто как таковое", реализующееся в "событии времени".
       Специфика современного метафизического вопрошания, как утверждает Желнов, предполагает два момента: доведение вопросов до схватывания феномена "в целом", а также доведение проблем до понимания вовлеченности самого спрашивающего, "этого человека" в вопрошание о жизни людей "теперь-и-здесь", но под углом зрения доминанты "в целом", когда выясняется, что он оказывается "внутри" процесса и становится как бы "внешне" "безопорным". Налицо различное понимание того, чем должна заниматься философия. Основные тенденции сегодня: религиозно-философская, хронологически-историческая, феноменологически-интенциональная и коммуникативно-символическая.
       В конце XX в. все основные философские споры обычно возникают при попытках положить в основы своих рассуждений главные "промежуточные" понятия, требуя осмыслить необходимость человека для проявления сущего, "события времени" и бытия.
       С точка зрения Желнов философия - это вид антиномически-противоречивого конкретного самотворчества субъективно-объективных попыток найти "смысл" конкретного (конечно-локально-тотального) "саморазвития-самотворчества-самотворения" субъективно-объективного и объективно-субъективного "в целом" "теперь-и-здесь" "в этом человеке" сегодня. Ж. полагает, что энологическая метафизика "смысла" конкретного самотворчества "интеллектуального настроения" и "интеллектуального достоинства" людей в мире Сущего, Времени и Бытия-Ничто в традиционных сферах: Человека (меры "Свободы"), Культуры (меры "Бессмертия") и Бытия-Ничто (меры "Абсолютного") пытается "преодолеть" антиномические противоречия основных философских направлений конца XX в., в условиях "Бытия, ускользающего в Ничто". Это касается как "сжатого в точку" уникального философствования каждого человека, так и попыток перейти к "новому неконцептуальному мышлению" будущего века в условиях возникающего самотворчества "системной бессистемности", "локальной тотальности" и "новых научно-мифологических неконфессиональных религий".

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 16:23:26 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"